Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№29 от 3 августа 2017 г.
Золотая «Нива» Евгения Гаврика
 В середине 1980-х годов турлатовская «Нива» яркой кометой ворвалась на областную футбольную орбиту, а уже спустя несколько лет пробилась в число сильнейших сельских команд России. За этими достижениями стоит плодотворная работа Евгения ГАВРИКА, известного в регионе игрока и тренера, который накануне своего 60-летнего юбилея поведал читателям «Новой» о своем спортивном пути.

– Евгений Николаевич, хоть вы и родились на Украине, Рязань по праву можно считать вашей второй родиной?

– Вне всякого сомнения, тем более что мама у меня рязанская, родни тут много, опять же старший брат живет. Вот я сюда и приехал в радиоинститут поступать, чтобы, как говорится, не на пустое место. Обстучался в вузовских соревнованиях, после чего оказался в юношеской команде «Электрон», которую тогда готовил звезда рязанского футбола Виктор Павлович Костин. Вскоре в клубе началась смена поколений, и я органично вписался в состав взрослых.

– Именно омолодившемуся «Электрону» удалось прервать гегемонию «Центролита», безраздельно властвовавшего на областной арене во второй половине 1970-х годов.

– Сейчас, обернувшись назад, прекрасно отдаю себе отчет, насколько сложно это было сделать. И по подбору игроков, и по условиям «Центролит» заметно всех превосходил, и обыграть его было очень проблематично. Дважды мы выходили в финал кубка области, и со второй попытки сумели-таки взять верх над будущим пятикратным чемпионом региона.

– В свое время вы были в области одним из сильнейших защитников, почему же продолжительного романа с главной дружиной так и не сложилось? 

– В футболе ни в коем случае нельзя раздваиваться, нужно отдаваться ему целиком и полностью. А когда я в 1979 году получил приглашение в «Спартак», жизненная ситуация была крайне напряженной: нужно было и диплом защищать, и на военные сборы ехать, и семейные неурядицы решать. Помню, в Махачкале переполненный стадион гудел, как улей, нечто подобное было и в других городах. Без определенного опыта в такой обстановке выйти и сразу заиграть сложно. Нужно сезон-другой повариться в этой каше, дождаться подходящего случая. У меня же времени на это просто не было, хотя, когда команду возглавил Юрий Александрович Севидов, он возлагал на меня определенные надежды, но я вынужден был покинуть «Спартак» еще до начала сезона.



1981 год. Председатель облспорткомитета Олег Викторов (справа) вручает кубок области капитану рязанской "Чайки" Евгению Гаврикову

– На прошлой неделе состоялось открытие мемориальной доски Вячеславу Егорову, с которым вы были близко знакомы…

– Вячеслав Георгиевич был настоящим русским мужиком, который именно в самых сложных ситуациях умел проявить свои сверхспособности. Вратарь он был от Бога, и своей надежностью вселял в нас, защитников, такую уверенность, что хоть десять раз тебя обыграют, он обязательно выручит. В связи с этим вспоминается финал кубка области 1981 года, в котором нашей «Чайке» противостоял «Купол», специально усилившийся игроками из дублей московских клубов. Во время игры Егоров не единожды спасал команду, а когда дело дошло до послематчевых пенальти, сначала парировал удар, а затем сам же забил пятый, решающий 11-метровый, отправив мяч точно в «девятку». 

– В «Чайке» вы оказались сразу после ухода из команды мастеров?

– Да, не смог отказать Сергею Ивановичу Недосекину, с которым вместе играли в «Спартаке». Как с тренером работать с ним было очень интересно. Он максималист по жизни, всегда нацеливал коллектив только на первое место, половинок вообще не признавал: если не можешь играть, сиди на лавке, а если уж вышел на поле, разбейся в лепешку, но сделай результат. Неудивительно, что именно под его руководством «Чайка» впервые в своей истории стала чемпионом и выиграла кубок. Могли добиться и большего, но годом раньше, когда добрались до полуфинала, сразу пять игроков попали в серьезную аварию. На столь ответственный матч не могли набрать даже состав, тогда Сергей Иванович отправился в «Трудовые резервы», где присмотрел Константина Климашина (ныне главный тренер ЖФК «Рязань-ВДВ», – Ю.М.), с которым во втором круге мы составили ударный тандем форвардов.

– Как произошло, что не блиставшая до того даже в районных соревнованиях «Нива» под вашим руководством пробилась в число сильнейших сельских команд России?

– Мне очень повезло в жизни, что судьба свела меня с директором совхоза имени 50-летия СССР Юрием Петровичем Каплиным. Это человек, безгранично любивший футбол и свою команду, для которой делал все, что было в его силах. Вскоре после того как я возглавил турлатовскую «Ниву», сделал предложение: «А давайте заявимся на первенство области». От такого напора руководитель одного из самых успешных хозяйств региона даже несколько опешил: «А сможем?» Однако опасения оказались напрасными: усилив свои ряды, мы с ходу пробились в первую, сильнейшую группу, где в следующем году заняли третье место и выиграли кубок.

– А уже в 1987 году представитель Рязанского района дебютировал в первенстве РСФСР среди КФК. Какие цели преследовали выходом на новый уровень?

– Задача была одна – своей игрой радовать людей. Поговорили на эту тему с Каплиным, он как человек осторожный, задал вполне резонный вопрос: «А мы там не опозоримся?» И хотя дебют выдался не самым успешным, со второй попытки мы заняли четвертое место, а в 1991 году финишировали уже в тройке. Наши успехи даже в Москве не остались незамеченными: «Вы чего там творите? От вас никто с набранными очками уехать не может… И поле чудесное сделали!» – «Да, – говорю, – навоза много, вот трава и растет…» А какой ажиотаж вызывал приезд в нашу деревню Турлатово команд из таких городов как Ленинград, Горький, Ярославль. Помню, как футболисты «Мослифта» прибыли на двухэтажном автобусе, по тем временам – настоящее чудо, так даже в ворота стадиона въехать не смогли.

– К тому времени «Нива» уже входила в число сильнейших сельских команд?

– Да, мы достаточно успешно выступали во всероссийском турнире «Золотой колос», финальные соревнования которого проходили в Краснодарском крае. Первые два места, как правило, доставались хозяевам, представлявшим крупнейшие хозяйства Советского Союза, а вот за третье место шла жесточайшая борьба. В первый раз мы хоть и уступили «бронзу» команде известного на всю страну мясокомбината «Останкино», зато завоевали любовь болельщиков. А в 1990 году покорили и эту высоту, финишировав вслед за командами станиц «Новоминская» и «Петровская». 

– Недавно случайно узнал, что «Нива» была не только играющей, но и поющей командой!

– И не только «Нива». Началось все с «Электрона», в чем заслуга Евгения Алексеевича Моченова (ныне известный в области детский тренер): при нем кто не пел, того в команду не брали, при этом у каждого была своя личная композиция. Я к этому относился очень положительно, ведь у меня брат служил в армии вместе с музыкантами ансамбля «Ялла» (всю страну покорила их песня «Три колодца»/«Учкудук»), был солистом и ездил с ними на гастроли.

– Евгений Николаевич, дела в областном футболе сейчас обстоят не столь блестяще, как в ваше время. О возвращении в родную стихию не подумываете?

– В принципе, полностью такой возможности не исключаю. Но боюсь, что вряд ли найдется столь бескорыстный любитель футбола, каким был Юрий Петрович Каплин, с которым мы прошли большой путь и выиграли в области все, что только можно. Впрочем, дело не только в успехах на футбольном поле. Благодаря выходу на республиканский уровень удалось заметно подтянуть инфраструктуру, стадион с трибунами отстроили, появились раздевалки. Заработала детско-спортивная школа, где ребят обучали четыре тренера, еще два – по лыжам занимались с девочками, для них даже построили освещенную трассу. Появились и свои воспитанники, уверенно влившиеся в команду – Дзанадзе, Баринов, Кутловский, Максимкин. Но вскоре после ухода из жизни Юрия Петровича постепенно все стало приходить в упадок… Боюсь, что без серьезных задач и долгосрочной перспективы развития клуба, работать мне будет просто неинтересно.
 
Юрий МАТЫЦИН