На четыре дня Рязанский кремль превратился в главную концертную площадку страны: с 27 по 30 июля здесь состоялся I Международный оперный фестиваль «Русская опера». Масштабный форум проходил под открытым небом в формате open-air. Величественные купола Успенского собора, его красная кирпичная кладка, белоснежные стены Архангельского храма – все это стало своеобразными декорациями для спектаклей и концертов.
Яркие краски в фестивальную палитру добавила и щедрая рязанская природа: стремительно носились ласточки, дурманяще пахло свежескошенной травой, облака подсвечивались закатными лучами. И пресловутая оперная элитарность дрогнула. На сцене – солисты ведущих оперных театров Москвы: Большого театра, «Новой оперы», «Геликон-оперы», МАМТ имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. В «зале» – никаких вечерних платьев и пиджаков. Только кеды и толстовки. Зрители располагались прямо на зеленой лужайке. Если не хватало мест, приносили с собой раскладные стулья, расстилали «пенки» и пледы, возлегали на тюках соломы. Музыкальные эмоции трудно передать словами, но это легко могут сделать числа: свыше 10 тысяч зрителей за четыре дня!
Инициаторами мероприятия выступили Автономная некоммерческая организация (АНО) Центр поддержки культурных инициатив «Культура Рядом» и Национальная оперная премия «Онегин». Проект был поддержан Президентским фондом культурных инициатив и правительством Рязанской области. Главную идею фестиваля организаторы сформулировали как посвящение национальным оперным традициям и музыке русских композиторов. В соответствии с этим сложилась и афиша.
Открыл фестиваль Рязанский камерный оркестр под управлением Сергея Проскурина. В исполнении солистов столичных театров прозвучали романсы Рахманинова, арии из опер Римского-Корсакова, Даргомыжского, Чайковского.
Опера Рахманинова «Алеко»
Второй день был символично назван днем «Алеко»: в рамках фестиваля состоялся показ оперы Рахманинова в совместной постановке Рязанского областного музыкального театра и АНО «Культура рядом». Зрелищность действия усилилась благодаря необычному сценическому решению: артисты и зрители поменялись местами. Публика расположилась на сцене и по периметру кремлевского двора, а вся внутренняя «арена» была отдана артистам. Но даже и ее казалось мало, чтобы вместить все страсти, которые разворачивались с чисто цыганским темпераментом!
Далее в афише фестиваля значился день камерной и духовной музыки. Первый концерт состоялся в библиотеке имени М. Горького. Еще одной площадкой фестиваля стал Христорождественский собор. Под его сводами в исполнении Государственного академического хора Московской области им. А.Д. Кожевникова прозвучало величайшее произведение русской духовной музыки – «Всенощная» Сергея Рахманинова.
Опера Мусоргского «Хованщина»
Наконец, кульминацией стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в «золотомасочной» постановке МАМТ имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Представляя свое «детище», художественный руководитель оперной труппы театра, главный режиссер Александр Титель вспомнил высказывание Мусоргского, что «Хованщина» дает возможность оценить «прошедшее в настоящем».
Эти слова, по сути, могут стать квинтэссенцией всего мероприятия. Организаторам «Русской оперы» удалось создать неповторимую атмосферу полного погружения в музыку и приобщения к истории Отечества. Помимо концертов на полях форума также состоялись кинопоказы, лекции, тематические военно-исторические реконструкции.
В последний день действа во время антракта мы попросили подвести предварительные итоги генерального продюсера фестиваля «Русская опера», директора Национальной оперной премии «Онегин» Игоря ТАРАСОВА (Санкт-Петербург):
Игорь Тарасов
– Говоря об итогах фестиваля, мне на ум приходит сравнение с прыжком в воду. Вспомните свои детские ощущения! Разбегаешься, отталкиваешься и… летишь! Сначала страшно, но потом начинаешь получать удовольствие. Фестиваль «Русская опера» в моей продюсерской практике, пожалуй, самый крупный проект по творческому ресурсу, насыщению, разноплановости. Несмотря на то, что все мероприятия объединены общей концепцией, по формам они очень разные. И в целом это – как прыгнуть со скалы! Конечно, не обошлось без «ушибов». Были шероховатости, мы с коллегами про них знаем и учтем на будущее. Никакие пилотные проекты, особенно такие крупные, без этого не обходятся. Но судя по зрительской реакции, можно однозначно сделать вывод, что фестиваль удался. Концерты вызвали огромный интерес, было очень много публики. Даже сейчас, несмотря на позднее время, никто не расходится и все ждут второго действия. Хотя кто-то, походя, мне высказал, что опера – это скучно, и можно было что-то повеселей привезти. Но, знаете, посмеяться можно и в Comedy Club, а здесь надо послушать и подумать. Например, о том, о чем думал Мусоргский, когда писал «Хованщину». Это очень важно, особенно в такое переломное для нашей страны время.
– Сейчас мы видим на сцене невероятно масштабное действо: почти две сотни артистов и музыкантов. Как театр отнесся к идее вывезти такую сложную постановку?
– Да, это было нелегко, поэтому хочется выразить огромную благодарность режиссеру Александру Борисовичу Тителю. Я сам очень люблю этот спектакль, видел его в театре несколько раз. Но, как мы только что обсуждали с режиссером, в формате open-air постановка получилась совершенно иной. Атмосфера теплого летнего вечера придает опере необыкновенную ауру и задает новое звучание. Происходит максимальное погружение зрителя. Спектакль на свежем воздухе – всегда более демократичен.
– Когда задумывался фестиваль, рассматривались ли еще какие-то локации помимо Рязани, и почему выбор все-таки пал на наш город?
– Это взаимная любовь! Пока первая, но, надеюсь, на второй год она разовьется в более серьезные чувства. Изначально возникло желание осуществить такой крупный проект в старинном русском городе. Не в столице. Не буду скрывать, мы обращались в несколько регионов. И Рязанская область нас горячо поддержала.
– Планируется ли продолжение фестиваля? Через год или два?
– Перерыв в два года – слишком большой, на мой взгляд. Люди начинают забывать. Так что я надеюсь на дальнейшую поддержку проекта. И, если все пройдет успешно, то встретимся в следующем году.
– Во время концерта первого дня ведущая Ольга Русанова упомянула парадоксальный факт, что русская опера на самом деле с большим трудом «пробивала» себе дорогу на мировую сцену. Как вы сами, профессиональный оперный певец, можете объяснить этот феномен?
– Русская культура – весьма самобытная. Со времен правления Петра I мы заимствовали у западной культуры форму написания произведений искусства, будь то музыкальных, живописных или литературных. Но содержание, дух этих произведений всегда оставался исконно русским. И чтобы такая самобытная культура завоевала мировое признание, необходим гений. В случае русской оперы это произошло во многом благодаря гению Шаляпина. Русскую оперу пели великие итальянские певцы Титта Руффо, Маттиа Баттистини и другие. Так что путь был трудный, но результат превзошел все ожидания.
– Как сегодня русская опера чувствует себя заграницей?
– Прекрасно! Театр «Ла Скала» открывал прошлый сезон «Борисом Годуновым», «Евгений Онегин» идет на сцене «Метрополитен-опера». Русское искусство невозможно вычеркнуть из мировой культуры. Мы обладаем настоящими сокровищами.
Фото Андрея Павлушина
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ