Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№43 от 3 ноября 2016 г.
Павел БУДАГОВ: «Неконкурентоспособной продукцией не занимаемся»
Директор Государственного Рязанского приборного завода – о секретных разработках, росте зарплат и закрытии клуба «Волна» 



В доперестроечное время более 40% всего промышленного производства в Рязани было сосредоточено на предприятиях ВПК. Непродуманная конверсия и огульное реформирование «оборонки» в 90-х годах прошлого века заставили балансировать многие некогда процветавшие заводы на грани выживания. Производственный и интеллектуальный потенциал удалось сохранить лишь немногим работающим в регионе предприятиям отрасли.

Одним из флагманов отечественной оборонной промышленности, выстоявшим в горниле перемен, независимые эксперты по-прежнему называют Государственный рязанский приборный завод. Год назад сюда пришел новый генеральный директор. Это событие почти не освещалось в региональных СМИ, и сегодня рязанская «Новая» беседует с Павлом БУДАГОВЫМ о состоянии предприятия, где трудятся более 7000 работников, проектах, не имеющих аналогов в России, и, естественно, о том, как один из крупнейших в регионе заводов реагирует на вызовы нашего нелегкого времени.

Высокоточное попадание

– Павел Леванович, долго ли вы размышляли над предложением возглавить Рязанский приборный завод? Ведь в вашем послужном списке – руководство контрольными подразделениями Счетной палаты РФ, центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. И вдруг Рязань…

– Недолго размышлял. И причина одна. Для меня большая честь возглавить такой большой профессиональный сплоченный коллектив, как Государственный Рязанский приборный завод, перед которым стоят очень ответственные задачи. В первую очередь – это выполнение гособоронзаказа. Несмотря на то, что ранее у меня не было прямого опыта руководства предприятием, я всегда занимался вопросами, связанными с производством. Работая в Счетной палате, приходилось оценивать деятельность предприятий оборонной, химической и строительной  отраслей. Потом, став  директором Департамента контроля расходов на обеспечение национальной обороны Счетной палаты, соответственно, только «оборонкой» и занимался. Будучи руководителем центрального управления Ростехнадзора, курировал вопросы промышленной безопасности в восьми регионах РФ. Так что, как говорится, знаю тему изнутри.

– С вашим приходом сразу начали циркулировать слухи. Зачем, мол, руководителю федерального уровня приезжать в регион… Вы всегда от комментариев воздерживались, почему?

– Да потому что напрямую никто и не спрашивал. Хотя я уже частично ответил на ваш вопрос. Смотрите, АО «ГРПЗ» входит в крупнейший российский холдинг радиоэлектронной отрасли – «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). И мы в составе КРЭТ поставляем Вооруженным силам России новейшую радиоэлектронику для самолетов и вертолетов, сложнейшие высокоточные  приборы и системы. И это задачи государственного значения.

– Вы уже год руководите предприятием. Какие у вас впечатления были в первое время и менялись ли они?

– Вы знаете, за этот год на заводе почти не было серьезных кадровых изменений. Потому что я пришел в очень профессиональную команду, где коллектив знает свою работу. Я очень благодарен своим заместителям, которые помогли мне быстро адаптироваться. И большое спасибо предыдущему поколению руководителей, которые в 90-е годы не позволили  отдать предприятие в частные руки. Я думаю, иначе не удалось бы сохранить уникальную производственную и научную базу, которая была создана к тому времени. Сегодня наше предприятие – это более чем семитысячный коллектив работников Государственного Рязанского  приборного завода, это современные технологии, научные разработки и – главное – потенциал.

Кризис не дает расслабиться 

– В какой мере экономический кризис повлиял на прибыльность предприятия и обеспеченность квалифицированными кадрами?

– Мы – финансово устойчивое предприятие. Завод своевременно и в полном объеме выполняет свои договорные обязательства. По итогам 2015 года АО «ГРПЗ» выполнило гособоронзаказ на 100 процентов. Доля выручки от реализации инновационной продукции составляет около 40 процентов от уровня общей выручки. В 2015-м мы получили положительный финансовый результат. План по чистой прибыли выполнен практически на 115 процентов. В этом году темпы роста по выручке мы прогнозируем на уровне 15–20 процентов по сравнению с прошлым. И, конечно, у нас нет долгов по зарплате, по платежам в бюджеты разных уровней. Что касается обеспеченности кадрами, то  высококвалифицированные специалисты нужны всегда и везде. Учитывая специфику нашего производства, требуется не два месяца, и не год, а в среднем пять лет, чтобы получить мастера своего дела. Мы сотрудничаем с колледжами и вузами, на заводе развита система наставничества. Безусловно, финансовая составляющая важна. У нас средняя зарплата составляет 33–34 тысячи рублей. И тут мы, к сожалению, не первые по сравнению с предприятиями аналогичного профиля. Но в 2016-м на заводе впервые за несколько последних лет были повышены оклады и тарифные ставки на 20 процентов. В 2017 году средняя зарплата сотрудников будет увеличена еще на 10 процентов. То есть мы учитываем инфляционные процессы в экономике. Кроме того, наши работники получают широкий спектр социальных услуг: бесплатное медицинское обслуживание, различные льготы и компенсации, возможность обучения, льготные путевки в детский лагерь и санатории и т.д.

– Насколько конкурентоспособной вы считаете продукцию оборонного и невоенного назначения, выпускаемую заводом?

– Неконкурентоспособной продукцией мы не занимаемся. На крупнейшем форуме «Армия» в подмосковной Кубинке в этом году завод представил несколько своих разработок, в том числе уникальную для нашей страны нашлемную систему целеуказания и индикации для нового вертолета «Ночной суперохотник». В настоящее время мы осваиваем производство принципиально нового комплекса бортового оборудования для перспективного многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50. Кстати, стенд КРЭТа, в рамках экспозиции которого мы и участвовали, был самым посещаемым, а по итогам форума признан лучшим. В основе наших перспектив лежит стратегия развития авиационного приборостроения до конца 2020 года, разработанная в АО «КРЭТ». 

Если говорить о гражданской продукции, то один пример. ГРПЗ разработал и производит электрозарядные станции «Фора» для электромобилей. Это очень интересное направление работы. Впервые такие станции появились этим летом на улицах Сочи. А буквально на днях КРЭТ и «Россети» подписали соглашение о развитии электрозарядной инфраструктуры на территории страны. Бренд «Форсаж» – это, пожалуй, лучшее отечественное сварочное оборудование, которое не уступает зарубежным аналогам, что особенно актуально в условиях импортозамещения. А про наши уникальные – и я неслучайно несколько раз уже употребил это слово – приборы для измерения внутриглазного давления и лечения глазных заболеваний очень многие знают. Гражданское направление – это всего пять процентов от общего объема нашей продукции. Конечно, нас эта цифра не устраивает. К 2020 году нам надо довести ее до 50 процентов. Мы изучаем новые направления деятельности. И, в целом, открыты для новых идей. Ждем молодых ученых. Если есть интересные проекты, приходите, обсудим.

«Волной» занимается суд 

– В какой мере на предприятии удалось сохранить инфраструктуру соцкультбыта, существовавшую в советское время?

– Она во многом сохранена. Я уже говорил, что на предприятии большое внимание уделяется социальной сфере. На заводе есть поликлиника с собственной лабораторией. Действует загородная база отдыха «Волна», рядом находится спортивный комплекс «Лучезарный», где этим летом мы установили два бассейна для детей. Там и ремонт корпусов прошел. Работает заводская столовая по очень демократичным ценам. Имеются спортивный клуб «Волна», тренажерный зал. Понятно, что комплекс соцкультбыта для предприятия дотационный. Но мы считаем его очень важным и нужным для членов нашего коллектива и будем его развивать.

– А вот клуб юных техников «Волна» закрылся…

– Что касается клуба юных техников «Волна», то в СМИ первоначально ушла односторонняя информация. На самом деле все началось с проверки клуба комиссией завода, которая выявила много нарушений. Не все педагоги имели соответствующую квалификацию. По штату значилось больше людей, чем реально работало. Но главное – строительные конструкции находились в неудовлетворительном состоянии, а ведь речь идет о безопасности детей. Поэтому мы были вынуждены временно приостановить работу клуба. Кстати, это здание с 90-х годов не числится на балансе предприятия. Его судьба решается сейчас в арбитражном суде. В случае принятия судом положительного для АО «ГРПЗ» решения мы обязательно сохраним его социальную направленность, учитывая нужды и пожелания заводчан. Но для этого придется изыскать немало денег. 

Авионика – это наш профиль

– Есть ли на заводе специальная программа по обеспечению жильем сотрудников?

– С 2012 года действует «Положение о корпоративной поддержке в улучшении жилищных условий работников АО «ГРПЗ». В соответствии с ним компенсируются проценты по ипотеке и оплате арендного жилья. Только в этом году помощь оказана на сумму более 8 миллионов рублей.

– Какие главные задачи по развитию предприятия ставит перед коллективом его генеральный директор?

– Наша задача – сохранить лидерство в производстве современной авионики. В рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011–2020 годы» завод участвует в реализации четырех проектов с привлечением собственных и федеральных средств. Все они связаны с реконструкцией и техническим перевооружением производства, что позволит не только улучшить качество, но и начать выпуск новой продукции. Мы уходим от импорта. Перед нами стоит задача заменить импортную элементную базу на отечественную. И мы ее успешно выполняем. Подводя итог, скажу – Рязанский приборный завод соответствует требованиям и реалиям времени. 
 
Виктор НИКАНОРОВ