Какие партии на выборах в Госдуму окажутся в привилегированном положении?
4 декабря исполняется ровно четыре года со дня парламентских выборов 2011 года. Это голосование если и не побило рекорды фальсификаций, то уж точно стало самым резонансным, спровоцировав рост гражданской активности по всей стране.
Прокатившиеся той зимой по Рязани протестные митинги собирали по несколько сотен участников – причем исключительно под политическими лозунгами и требованиями. Многие избиратели столкнулись с тем, что не увидели в прошедших в Госдуму политиках именно своих представителей. Да и выбор тогда был невелик: до участия в кампании были допущены всего семь партий. Сентябрьские выборы 2016 года обещают как минимум удвоение меню. Но кто персонально скрывается за порой громкими названиями партий?
Итак, четыре года назад на территории Рязанской области участники думской гонки показали следующие результаты: «Единая Россия» – 40%, КПРФ – 24%, «Справедливая Россия» и ЛДПР – по 15%, «Яблоко» – 3%, «Патриоты России» – 1%, «Правое дело» – менее одного процента. В нижнюю палату российского парламента от региона прошли единороссы Андрей КРАСОВ и Николай БУЛАЕВ (недавно уступил место Елене МИТИНОЙ), коммунист Владимир ФЕДОТКИН и Дмитрий ГУДКОВ, впоследствии потерявший связь со справороссами. Либерал-демократу Александру ШЕРИНУ по причине тонкостей деления партийных списков на региональные группы, мандат достался лишь в 2014 году.
Помимо старых семи, в выборах нового созыва Госдумы, вероятнее всего, будут участвовать как минимум семь новых партий – это те из почти сотни официально существующих, которые имеют свои фракции хотя бы в одном субъектовом законодательном собрании. Такие партии должны быть зарегистрированы в автоматическом режиме – всем остальным необходимо собирать подписи. Как показывает практика, преодолеть этот барьер можно только при наличии мощных финансовых возможностей и/или административной поддержки.
Льготы на выборах-2016 будут иметь: ПАРНАС (на общероссийском уровне возглавляет Михаил Касьянов; на рязанском – Юрий Богомолов), «Гражданская платформа» (Рифат Шайхутдинов – Ольга Сошникова), «Коммунисты России» (Максим Сурайкин – Алексей Заверткин), «Российская партия пенсионеров за справедливость» (Игорь Зотов – Виктор Кондрашов), «Родина» (Алексей Журавлев – Александр Тюрин), «Гражданская сила» (Олег Сидоров – Игорь Маслов) и «Зеленые» (Анатолий Панфилов – Денис Горошко).
Некоторые имена как федеральных, так и местных партийцев не знакомы не то что широким народным массам, но даже специалистам. Но это еще полбеды – почти все из вышеперечисленных политиков пробовали свои силы на выборах в рязанские городскую и областную думы. Безрезультатно: даже близко к заветным пяти процентам голосов, позволяющим преодолеть барьер, не подошли.
Главное отличие будущих выборов от прошлых состоит в возвращении одномандатных округов. Последний раз выборы по такой схеме проводились в 2003 году. Тогда в двух округах Рязанской области победу одержали вышеупомянутый ветеран избирательных боев Николай Булаев и ныне член Совета Федерации Игорь МОРОЗОВ. Неплохие результаты также показали уже почти всеми забытый Виктор ОЛЕНЬЕВ, экс-коммунистка Надежда КОРНЕЕВА, а также предприниматель Игорь ТРУБИЦЫН. Не исключено, что кто-то из них попытается снова испытать судьбу. Ну а что, если в бой пойдут эти «старики», борьба вполне может получиться небезынтересной.
Правда, чтобы пойти на выборы не просто ради участия, а ради победы, нужно рискнуть деньгами. Политтехнологи говорят, что стоимость победной кампании в округе достигает несколько десятков миллионов рублей. А тут еще и кризис на дворе – отчасти поэтому предстоящие выборы должны стать судьбоносными для страны. По этой же причине хотелось бы увидеть в ближайшие девять месяцев от претендентов на мандаты содержательную дискуссию по актуальным проблемам, причем построенную на принципе уважения к соперникам.
Наоборот, меньше хотелось бы видеть голых политтехнологических приемов и использования незаконных методов, включая как прямые фальсификации, так и подкуп избирателей. К сожалению, почва для этого есть: согласно недавнему опросу «Левада-Центра», 22% россиян готовы продать свои голоса за то или иное вознаграждение.
Сергей ЕЖОВ