Рязанские чиновники, почти победившие пандемию, и беспомощные жертвы инфекции живут на совершенно разных планетах
Врачи Ольга Жукова и Александр Качинский, ректор агротехнологического университета Николай Бышов, глава Сапожковского района Людмила Новикова, председатель СПК «Ряжский Агроцентр» Александр Нечаев, защитивший от строительства храма Парк Морской славы Анатолий Кузнецов, директор Шацкой типографии Николай Коняшкин, тренер Христо Йотов, бывший санврач Сергей Сафонкин – лишь небольшой список известных рязанцев, умерших в ноябре от коронавируса. Губернатор Николай Любимов, не успев высказать соболезнование по поводу кончины, тут же заверил всех в скорой победе над пандемией, так как в «красной зоне» ОКБ появились волонтеры. Отзывчивые и смелые. Они-то и должны помочь справиться с заразой.
«Мая твая не панимай»
Аккаунт Николая Любимова во «ВКонтакте» – чисто «Книга жалоб» из советского прошлого, тут можно найти чтиво на любой вкус. Темы меняются в зависимости от сезона и социальной повестки. С октября на повестке дня – снова только коронавирус со всеми вытекающими. Только у чиновников и рядовых горожан взгляды на эпидемию очень разные. Буквально существа с разных планет пытаются вступить в контакт и нащупывают точки соприкосновения. Но не находят: слишком далекие друг от друга миры.
«У рязанских медиков, работающих в «красной зоне» областной клинической больницы, появились новые помощники. Две недели рядом с ними трудились волонтеры – люди разных профессий из разных районов области. За две недели добровольцы научились работать в «красной зоне», теперь они передадут полученные знания другим. Это позволит быстро подготовить большое количество волонтеров для наших больниц. Я благодарен каждому, кто работает с больными коронавирусом и помогает бороться с эпидемией, которая захлестнула весь мир. Вместе мы справимся!», – жизнеутверждающе пообещал губернатор.
Комментарии посыпались незамедлительно. Инвалид II группы, 66-летний Владимир Галин рассказал, что он никак не может дождаться медицинской помощи, да и волонтеров с лекарствами не видно на горизонте. Смотрит он сюжет в программе «Вести. Рязань» и недоумевает: на какой планете волонтеры развозят пенсионерам бесплатные лекарства от ковида? «Болею уже 10-й день, и даже никакого разговора о бесплатном лекарстве. Врачи говорят: „Просите у тех, кто говорит про это по телевизору“. При двухстороннем воспалении легких врач сегодня отказалась приехать на вывоз, так как осталась во всей поликлинике одна. В общем, это просто крик души, ничего не изменится», – констатировал он.
Ответами регионального Минздрава в профиле губернатора (да и любого другого ведомства) можно еженедельно наполнять целую рубрику «Новой». Минздрав посоветовал пенсионеру… обращаться «для получения лекарств для лечения новой коронавирусной инфекции к лечащему врачу». Ни больше ни меньше.
Другой пользователь соцсети, похоже, дал ответ на вопрос, почему же в медучреждении остался один врач и куда запропастились остальные. «Почему не рассказываешь, сколько врачей уволилось из-за невыплат, из-за отсутствия средств защиты, которые периодически нужно менять? А волонтеры, в лучшем случае, сидят на телефоне, пока оставшийся персонал с мылом в жопе и сном по 4 часа в сутки бегает по больнице!», – спросил губернатора Роман Танцюра, но ответа не получил.
К односторонней беседе подключилась фельдшер скорой помощи из Пронска Ирина Евграшина: «Лучше посмотрите, на каких машинах мы, скорая помощь, возим больных! Нам обещали новую, администрация получила, но так и не дала ее (машину) на пронскую скорую. Это опять зимой в валенках и тулупах ездить! В Новомичуринской МРБ творится один беспредел, скоро работать будет некому. Такое впечатление, что именно к этому и подводят медперсонал. Проверки нужны областные, с выездом на место».
Ей ответили – ожидаемо, как с другой планеты, на своем инопланетянском языке: «В этом году Новомичуринской МРБ получены АСМП класса «В» и 2 машины для неотложной помощи. Вы также можете письменно обратиться к нам. Ваше обращение будет обязательно рассмотрено».
Что это было? Фельдшер кричит о дырявой, продуваемой всеми ветрами машине скорой помощи, ей отвечают: да-да, вы правы, две новых машины выдали, но не вам, а вы напишите еще раз жалобу, мы ее рассмотрим.
За каждым из этих сообщений должно бы последовать серьезное внутриведомственное расследование, а то и с вмешательством прокуратуры. Но ими завален весь интернет, жалоб на отсутствие лекарств, невозможность дозвониться на горячую линию Роспотребнадзора, упросить скорую помощь приехать вовремя, дождаться теста на ковид... – лавина. Невозможно поверить, что кто-то разбирается с ними хотя бы поверхностно и делает «работу над ошибками».
«Завтра иду хоронить однокурсницу»
Умирают люди. Десятками, сотнями. В начале весны, читая о новых покойниках, каждый думал, что это где-то далеко, по привычке: «Нас не коснется». Даже когда начали узнавать о заразившихся знакомых, все не верили, успокаивали себя: «Это мировое правительство нас пугает, нет никакого ковида». Но он подошел уже совсем близко, уже можно ощутить результаты пандемии, буквально потрогать. Несколько дней назад в фейсбуке известный рязанский историк и градозащитник Ирина Кусова рассказала страшное:
«Завтра иду хоронить однокурсницу. Веселая, никогда не унывающая Света Абрашкина, всю жизнь преподававшая в колледже, умерла вчера от ковида в рязанской больнице скорой помощи, в реанимации, в отсутствие лекарств. Дочь нашла лекарства и заказала в Москве, но доставить (их) не успели. Еще раз. В больнице скорой помощи областного центра, в реанимации, нет лекарств. А в бюджет 2021 г. закладываются сотни миллиардов на премии чиновникам. Что за сраная страна».
Чуть позже уточнила: женщина лечилась амбулаторно, вместо срочной госпитализации ей советовали «перетерпеть» и так и не взяли мазок на ковид.
Ковид, ковид, ковид – бумс, бумс, как кувалдой в голову вбиваются строки официальных некрологов. Бумс, бумс – по крышкам гробов умерших то ли от «вирусной пневмонии», то ли все же от ковида, правды все равно не узнать. Погибшим уже все равно, не все равно живым – родственникам, близким, соседям. Они понимают, что рядом – страшное, неотвратимое, от чего нельзя защититься болтающейся на носу дорогущей тряпочкой, а в очереди к врачу не достояться, талона на тест не допроситься. Они понимают, что летние бравурные отчеты о «готовности ко второй волне пандемии» не значили ничего так же, как и любые другие обещания правительства. Они не понимают другого: чем им лечиться – перечитывать утром и вечером посты Любимова вместе с «Отче наш»?
По данным «коронавирусной» опергруппы региона, на 1 декабря в Рязанской области COVID-19 выявлен у 14 178 человек. Только за последние сутки – у 118 человек. Можно предположить, что на самом деле их гораздо больше. Просто больные не могут дождаться скорой помощи или приема врача.
Нина ЛАВРОВА