Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№04 от 4 февраля 2016 г.
Кулибин, «Иконописец» и грампластинки
Рязанские галеристы впали в спячку



Некоторое затишье будет наблюдаться в выставочных залах и галереях в течение февраля, поскольку часть из них, проведя презентации в середине января, вошли в спящий режим до конца зимы. Видимо, уже готовятся к наступлению весны и решили не тратить энергию до той поры. После чего, думается, на нас обрушится шквал различных цветочных вернисажей, связанных с этим сезоном. По крайней мере, в арт-салоне «Палитра», скорее всего, снова состоится традиционная ежегодная выставка «Коты. Март».

В свою очередь, в Рязанском художественном музее им. И.П.Пожалостина (ул.Свободы, д.57) продолжаются три выставки, две из которых также завершатся в конце февраля. На одной из них под названием «Патриархальная Россия. Купеческий портрет XVIII – начала XX вв. из фондов ГИМ», собственно, представлены портреты представителей данного неординарного сословия, у многих прочно ассоциирующихся со школьной скамьи с пресловутой Кабанихой. Правда, по словам историка Дмитрия Филиппова, в отличие от такого создавшегося стереотипа, купцы, особенно в российской глубинке, нередко оказывались носителями модных новшеств. В первую очередь, ими являлись, конечно, купчихи, что прекрасно видно по их парадным портретам в праздничных народных одеждах различных губерний или европейских нарядах. Не отстают от них и суровые бородатые купцы с пожалованными медалями в строгих кафтанах и сюртуках, смотрящие на зрителя исподлобья. В руках у них либо на столе можно увидеть всевозможные деловые бумаги, конверты с сургучом или трости. А вот известный изобретатель Иван Кулибин, изображенный на фоне телескопа, держит циркуль. Причем их коллеги конца IXX – начала XX веков кардинально отличаются от них, будучи одетыми в ладно скроенные костюмы, держащими сигары, газеты либо те же трости. Всего на вернисаже показано сорок пять полотен, написанных на заказ, авторами которых являются как неизвестные провинциальные художники, так и признанные мастера. Кроме этого выставлены предметы купеческого коллекционирования: перстни, кольца и пуговицы. Выставка продлится до 21 марта.    

Вторая экспозиция под названием «Открыто для обозрения публики» приурочена к 100-летию первой экспозиции музея. Здесь собраны полотна, скульптуры, графика и многое другое, демонстрировавшееся на том первом вернисаже. Например, портреты за авторством Ивана Петровича Пожалостина и Михаила Викторовича Рундальцева, офорты Николая Михайловича Чернышева из цикла «Мифологическая азбука», вид Рязанского кремля Александра Александровича Киселева-Камского, знаменитый «Иконописец» Клавдия Васильевича Лебедева и многое-многое другое. Кроме экспонатов Рязанского художественного музея показаны материалы из фондов Рязанского историко-художественного музея-заповедника, научных библиотек обоих музеев, а также документы из собрания Государственного архива Рязанской области. Выставка продлится до 20 февраля.

К тому же до 21 февраля продолжится вернисаж под названием «Золотая купель», состоящий из произведений Маргариты Будылевой в разных жанрах, среди которых живопись, графика, авторские куклы и коллажи. Несмотря на то, что художница родилась в Тбилиси и там же окончила академию художеств по специальности «станковая графика», с 1994 года она проживает в Рязани. Здесь Будылева преподавала в Рязанском художественном колледже декоративно-прикладного искусства, у нее прошли несколько персональных выставок, кроме того неоднократно участвовала в групповых вернисажах. С ярких живописных полотен, зачастую выполненных в желтых и красных тонах, хитро смотрят чародеи, а по сказочным лесам бродят волшебные персонажи. Некоторые работы переплетены с православной тематикой. Весьма оригинальны коллажи, выполненные из пенопласта, текстиля, картона и других нестандартных материалов, вроде элементов шипованного напульсника. К тому же стоит отметить авторские куклы, чьим изготовлением Будылева увлеклась еще в детстве. Дополнительный импульс в этом виде творчества в 2007 году ей придало знакомство с книгой Галины и Марии Дайн «Русская тряпичная кукла», рассказывающей о народной технике изготовления кукол в дореволюционной России. Кроме того на выставке представлены образцы конвертов грампластинок с записями Хайяма Мирза-Заде или Сахавата Мамедова, оформленные Маргаритой Левкоевной, ведь она в течение десяти лет проработала художником-оформителем во Всероссийской фирме грамзаписи «Мелодия». 

Время работы музея: с 11.00 до 19.00, вход до 18.00. По четвергам с 11.00 до 20.00, выходной день – понедельник. Первая пятница месяца – санитарный день. Телефон для справок 44-18-83.
 
Георгий ТИТОВ