Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 4 апреля 2013 г.
Сарафанов на вырост
На одну из самых загадочных должностей в большой рязанской политике  назначили «темную лошадку»


 
Из официального представления Владимира САРАФАНОВА на заседании правительства следует, что он «занимал руководящие должности в подразделениях МВД России, трудился в федеральных органах исполнительной власти, Государственной Думе и Совете Федерации». Никакой конкретики, словно Сарафанов все это время находился на спецзадании. В открытых источниках удалось обнаружить лишь должность заместителя директора департамента государственной политики в сфере АПК и информации минсельхоза.
 
«Чьих»?
 
Любопытно, что представлял Сарафанова заместитель полпреда президента в ЦФО Андрей ЯРИН, некогда работавший в Рязани председателем облправительства при губернаторе Шпаке. Как известно, в выборы Шпака на определенном этапе вложился видный представитель российского политического закулисья Михаил Бабич. Ярин же стал представителем его интересов. С Бабичем Шпак разошелся, а Ярин покинул регион, продолжив витиеватый аппаратный путь по различным должностям регионального и федерального уровней.
 
Его (тогдашний, по крайней мере) патрон, как известно, имеет интересы в целом ряде регионов страны, в том числе, в Рязанской области. В настоящее время Бабич является полпредом президента в Поволжском федеральном округе, до этого был депутатом Госдумы и, например, премьером Чечни.
 
Ставленником Бабича считается мэр Виталий Артемов, а также Сергей Яковлев, которого сначала сделали вице-мэром и руководителем аппарата горадминистрации, а затем федеральным инспектором, только без приставки «главный». По факту, это заместитель главного.
 
Обе должности, напомним, стали вакантны после того, как их покинули Владимир КОЖЕМЯКИН (главный инспектор) и Татьяна Мифтина (не главный). Произошло это после того, как «Единая Россия» получила в регионе сравнительно низкий результат на выборах в Госдуму. Хотя очевидно, что реальную политическую ответственность за результат своей партии несет губернатор.

 
Сам Кожемякин, получивший место в 2004 году после ухода из армии (был первым заместителем начальника главного управления воспитательной работы), изначально воспринимался многими как пенсионер, обзаведшийся синекурой.
 
Очевидно, что главные вопросы по Сарафанову – является ли и он выдвиженцем Бабича и способен ли привнести какие-то изменения в расклад сил в регионе?
 
Загадочности новому назначенцу придает загадочность самой должности. На что именно влияют главный и обычный федеральные инспекторы – большая загадка даже для многих их коллег по исполнительной власти.
 
Официально главный федеральный инспектор «осуществляет контроль за исполнением указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации и принимает участие в обеспечении выполнения сводного плана контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, расположенного в пределах федерального округа».
 
Из относительно конкретных возможностей известно, что инспектор визирует назначения всех основных руководителей областного уровня, независимо от того, кому они подчиняются – губернатору или федеральному ведомству.
 
Мы решили вспомнить всех предшественников Владимира Сарафанова и убедились, что никто из них не оставил сколько-нибудь заметного следа в политической истории региона.
 
От поэта до чекиста
 
Первым представителем президента стал «демократ первой волны» Николай МОЛОТКОВ. Ельцин назначил его в августе 24 августа 1991-го, сразу после путча. До назначения Молотков трудился на заводе «Красное знамя», а в 1990 году на выборах, прошедших по полусоветской, полуальтернативной системе в качестве беспартийного рабочего избрался народным депутатом СССР, победив представителя КПСС.

 
На заре демократии, рынка и бандитизма поэт-демократ на чиновном поприще не оказал какого-либо влияния на развитие региона. Более заметными были деятельность первого мэра, ныне заключенного в рязанское СИЗО Валерия Рюмина, чехарда с главами области (Хитрун, Башмаков, Меркулов, Ивлев и, наконец-то, победивший на выборах Вячеслав Любимов) и передел собственности.
 
Молотков занимал должность пять лет. После отставки, всю жизнь увлекаясь стихами, стал работать в региональном отделении Союза писателей, в политике не участвуя.
 
В начале 1997-го на смену Молоткову пришел бывший (1994–1996) глава области Геннадий МЕРКУЛОВ. С победой Вячеслава Любимова Рязань прочно вошла в «красный пояс». В регионах с губернаторами-коммунистами Ельцин, в попытке хоть как-то сбалансировать политический расклад, часто назначал полпредами их проигравших конкурентов.

 
Однако никаким альтернативным центром силы Меркулов опять же не стал. Оппонентов у Любимова хватало, но полпред явно не относился к влиятельным противникам. Просидев на должности до 2000 года, Меркулов ушел в отставку.
 
В 2005-м 65-летний Меркулов неожиданно «всплыл» в качестве советника губернатора Шпака «по развитию города Рязани». В тот период шла жесткая борьба за место мэра города, и появление человека из прошлого именно на такой должности могло означать что угодно. Однако назначение Меркулова не вылилось ни во что, и он опять исчез с политической поляны, а сейчас, как и Молотков, проводит время на заслуженной пенсии.
 
Назначение следующего полпреда вновь было «в тренде». Как и в других регионах, с приходом Путина им становится сотрудник ФСБ. Руководитель рязанского управления спецслужбы Александр СЕРГЕЕВ перешел на гражданскую службу. В рамках выстраивания «вертикали власти» появились должности полномочных представителей президента в федеральных округах, а региональных полпредов переименовали в федеральных инспекторов.

 
С отменой губернаторских выборов говорилось о возможности отмены и института представителей – за кем смотреть, если сам губернатор назначается сверху. Однако этого не произошло.
 
Сергеев по непонятным причинам в 2004-м был заменен на Владимира Кожемякина, о котором речь шла выше. Ушел в бизнес, а вскоре оказался аффелирован с некогда влиятельным политическим игроком Владимиром Морозовым – директором Рязанской ГРЭС и владельцем собственного бизнеса. На выборах 2005 года Сергеев даже шел в облдуму от спонсируемого Морозовым СПС, но не прошел. Затем в политике, тоже безуспешно, пытался поучаствовать его сын Василий Сергеев, в частности, был замечен в «Справедливой России».
 
Вопрос о политическом происхождении господина Сарафанова, несомненно, прояснится в ближайшее время, а вопрос о его возможностях – в ходе подготовки к выборам в Рязанскую городскую думу.
 
Константин СМИРНОВ