Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 4 апреля 2019 г.
Отменный «ВДВиль»!
 Пентакль-опера, четвертая стена и худрук-десантник на Международном дне театра в Рязани

Объявленный в России Год театра обязывает к рекордам. Ничего не делать вполсилы – призывают боги театрального Олимпа. Выкладываться на полную. Не щадить живота. Если где-то: «Быстрее! Выше! Сильнее!», то значит надо еще: «Чуть быстрее! Чуть выше! Чуть-чуть сильнее!» Под таким девизом 27 марта в нашем городе развернула свои флаги театральная олимпиада. А кроме этого, чуть веселей, чуть бодрей и чуть масштабней: Международный день театра в этом году отметили на большой сцене Рязанской филармонии. Но и чуть экономней быть не помешает: открытие и закрытие олимпиады решили совместить (как и полагается по законам программы бережливого производства!).



Глава олимпийского движения – председатель регионального отделения Союза театральных деятелей Константин Кириллов – призвал на состязание своих чемпионов. Четыре коллектива: театр драмы, театр кукол, театр на Соборной и музыкальный – померились силами в артистизме, хохмачестве и умении тонко «нашинковать» театральный капустник. Олимпийский огонь зажегся в горячих сердцах, сошел по волшебным посохам Дедов Морозов и вспыхнул ярким пламенем в центре сцены. Губернатор Рязанской области Николай Любимов и министр культуры и туризма Виталий Попов объявили официальный старт, и спортивные страсти закипели.



От театра кукол в показательных выступлениях вышел необычный дуэт: артист Василий Уточкин и гримировочный столик. Проявив поразительную гибкость и сноровку, опытный столик обыграл в этой партии неискушенного актера: коварное сорокаградусное зелье, спрятанное в ящике стола, лишило дебютанта шансов на блестящую и, главное, трезвую премьеру.



Музыкальный театр решил применить к творческому процессу законы оптимизации, инновации, модернизации и всех прочих «…ций». И превратить театр в нано-театр. В итоге на суд зрителя была представлена пентакль-опера, причудливым образом вырезанная и склеенная из «Кармен», «Ромео и Джульетты», «Травиаты», «Отелло» и «Анны Карениной». Режиссерские нано-ножницы безжалостно отсекли все ненужное и бесполезное, например, музыку. Осталась лишь суть: пришел, увидел, задушил, заколол, бросил под поезд, аплодисменты! С трудом разобравшись в этой оптимизационной путанице, но блестяще справившись со своими партиями, артисты музыкального театра пришли к единственно верному выводу и обратились за помощью к зрителям: «В современном театре столько тенденций, но только вам решать, что тут нано, а что не нано».



Театр на Соборной выставил на соревнования трех бравых молодцев: Емелюшку, Иванушку и Иудушку из рода Головлевых. А противник у них был всего один, но не шуточный: пресловутая четвертая стена, незримо отделяющая актеров и зрителей. Чем только не пытались ее пробить тюзовские богатыри! Даже голову Иудушки чуть не проломили от усердия. Но пала стена совершенно неожиданно… от улыбок зрителей! А финальным аккордом в выступлении «соборян» стало разоблачение худрука Марины Есениной, которая все это время скрывалась в костюме белого медведя. И вдруг неожиданно явилась публике, сняв медвежью голову. За что перед Мариной Викторовной хочется снять шляпу!



Наконец, театр драмы вывел на поле две команды: черного юмора и белой трагедии. В бой были брошены лучшие силы, тяжелые фигуры шахматного королевства – народные, заслуженные и самые любимые артисты: Сергей Леонтьев, Людмила Коршунова, Александр Зайцев, Юрий Борисов, Наталья Паламожных… «Две равноуважаемые семьи» столкнулись на сцене, как на поле брани. Звенели репризы, сыпались искры иронии. Становилось ясно, что усмирить страсти сможет только крепкая рука, например, рука настоящего полковника.



И он не заставил себя ждать: публике был представлен новый худрук театра драмы Герой России, доблестный десантник Андрей Красов! Так что ищите скоро на афишах первую постановку – «ВДВиль»!



Длинноногие чирлидерши, бойкие речевки, пробы на допинг и непрошибаемые представители ВАДа – как оказалось, театральная олимпиада мало отличается от обычной. Командные выступления разбавлялись телевизионными новостями в исполнении неподражаемого Арсения Кудри. Самый бурный отклик вызвала не теряющая актуальности шутка про ярмарку выходного дня: «Накормив голубей пейнтбольными шариками, артистам театра драмы удалось расцветить ярмарку на Театральной!»

И, конечно, огонька добавляли два комментатора: энергичный Стас Славский в исполнении Сергея Невидина, щеголявший во фраке и трениках, и чопорная критикесса из Москвы, эксперт «по ваще искусству» Аделаида Вениаминовна Заславская (Олег Пичурин). Надолго останется в памяти отчаянный крик Аделаиды Вениаминовны, подбадривающей Отелло: «Душите ее! Душите! Я бы всех этих актрис!..»



…О чем думала в это время Дездемона, зрителю осталось неизвестно. Но, полагаю, ей тоже было что ответить столичному эксперту. Самоирония и смех – это то, что всех нас удерживает на плаву в любой ситуации. Улыбаясь и подшучивая, рязанские театры с успехом прошли все олимпийские испытания, доказав, что полностью готовы к следующим достижениям: завершению сезона и театральному лету.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА