Действующий контракт 27-летнего вратаря с армейским клубом был расторгнут «по обоюдному согласию сторон», и спустя сутки с небольшим Ивана Федотова уже встречали в Филадельфии с распростертыми объятиями. Пресс-конференция, во время которой самым довольным выглядел генеральный менеджер «летчиков» Даниэль Бриер, обошлась без резких заявлений – главные действующие лица радовались настоящему, предпочитая не вспоминать о прошлом и не прояснять, каким образом стало возможным освобождение голкипера от обязательств перед ЦСКА. А от своих обязательств перед Федотовым «Филадельфия» никогда не отказывалась – даже в этом сезоне, в котором вратарь, вопреки наложенной на него дисквалификации, выступал за ЦСКА, из резервного списка американского клуба не исключался. Там ждали и верили.
Иван Федотов. Фото: Иван Водопьянов / «Коммерсантъ»
Иван Федотов про подноготную своей вполне сюрреалистической истории молчит не только потому, что «трудные два года» научили его не говорить лишнего, но и потому, что, скорее всего, детали и самому фигуранту неизвестны. Вообще-то при достаточной доле воображения из нее можно легко состряпать сценарий голливудской драмы про злоключения серебряного призера Олимпийских игр и счастливом его вызволении, но между североамериканской Национальной хоккейной лигой и Континентальной хоккейной лигой, несмотря на все передряги последних лет, все-таки существует некая негласная договоренность о нежелательности ведущих к конфронтации шагов. А во-вторых, самому Ване оно надо? Ему надо, чтобы его оставили в покое, и он мог делать то, что хорошо умел раньше – ловить шайбу.
Хорошо он ловил вплоть до того момента, пока серебряного призера Олимпиады-2022 в Пекине и свежеиспеченного обладателя Кубка Гагарина (ЦСКА ни за что бы его не взял, уступая в финальной серии «Магнитке» со счетом 1:3, без Федотова в воротах), без пяти минут игрока клуба НХЛ «Филадельфия Флайерс» 1 июля того же года в Санкт-Петербурге прямо на улице не взяли под белы руки сотрудники военкомата, а через пару дней хоккейную общественность по обе стороны океана облетела шокирующая новость об отправке топового российского голкипера на Северный флот.
Никаких разъяснений, кроме официального «отправился отдать долг Родине», не последовало – истинные организаторы «спортивной спецоперации» до сих пор неизвестны. Российская дискуссия была бурной, но бестолковой, и сводилась в основном к тому, что «закон есть закон». Эксперты из числа хоккейных знаменитостей, которые сами надевали военную форму лишь для участия в торжественных мероприятиях, при вопросе о Федотове делали строгие лица и повторяли как заученное о гражданском долге, «особенно в это трудное время». Отчего почетная обязанность выпала на долю именно вратаря сборной России, заслуженного мастера спорта, только что награжденного медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени за олимпийские «стойкость и целеустремленность», участники дискуссии предпочитали не комментировать, или опять же все заканчивалось классическим «если обязан – пусть послужит».
В самые жесткие советские времена подобная воспитательная мера по отношению к основному игроку сборной СССР не могла быть применена в принципе. Да, отправляли неудобных и несогласных играть в ЦСКА звезд в тот же калининский СКА, такое случалось, но отправляли все-таки играть, к тому же хоккеистов первого ряда не трогали. С Иваном Федотовым поступили максимально жестко и, конечно, не для того, чтобы усилить хоккейную команду ВМФ, за которую ему в какой-то момент разрешили играть.
Собственно, одной из целей этой ССО было дать понять ослушникам, желающим отправиться за мечтой в НХЛ, что «все под законом ходят», и никакие звания и награды от его исполнения не защитят. Во-вторых, следовало «дать понять» самой НХЛ, что не такие уж мы «мягкие игрушки», и рассматривать Россию в качестве хоккейного донора не стоит. В-третьих, сам Иван должен был понять, какую он совершил «ошибку», не продлив контракт с ЦСКА.
Мечта играть в сильнейшей лиге мира грела Ваню Федотова еще с 2015 года, когда клуб «Филадельфия Флайерс» положил глаз на не по годам рослого юного голкипера. «Летчики» продолжали следить за родившимся в Финляндии (по матери у Ивана финские корни) воспитанником питерского СКА и ЦСКА Федотовым даже тогда, когда его толком не начавшаяся карьера, казалось, заканчивалась. В большой хоккей он пробивался семь-восемь лет, до большого ЦСКА сменил шесть клубов – чтобы наконец провести блистательный сезон 2021-22 и стать основным вратарем сборной России. Свой спортивный гражданский долг Иван Федотов отдал Родине и клубу сполна, за что и заслужил «командировку» в Северодвинск.
Кто бы ни был автором спортивно-воспитательной акции, сохраняя подобным образом ценный для российского хоккея кадр, они стреляли в одну ногу себе, а в другую – вратарю.
Иван Федотов. Фото: Chris Szagola / AP / TASS
Голкипер высокого класса без тренировочной и игровой практики на соответствующем его статусу уровне может растерять многое, если не все. Это, скорее всего, понимали и «эксперты», лукаво заявлявшие, что «вернется еще сильнее» и «служба еще никому не вредила». Сведения о федотовском годе службы появлялись скупые и отрывочные, бравых репортажей не было, о спортивных успехах не сообщалось. Менеджмент «Филадельфии», оправившийся от шока лета 2022-го, ждал возвращения, согласно подписанному и автоматически пролонгированному на год из-за форс-мажора контракту.
ЦСКА тем временем и без Федотова взял второй подряд Кубок Гагарина, нацеливался на третий, а тут и демобилизация подоспела. Правда, прав на вратаря у действующего чемпиона не было, но история должна же была чему-нибудь научить матроса Федотова. Она и научила – летом прошлого года Иван Федотов подписал контракт с ЦСКА на два года без каких-либо комментариев, и хоккейному сообществу оставалось только гадать, насколько он был искренен в желании возвратиться в клуб, так или иначе его подставивший.
Скандал на международном уровне разразился страшный. НХЛ и Международная федерация хоккея считали контракт вратаря с «Филадельфией» действующим, ИИХФ объявила о дисквалификации голкипера на четыре месяца, ЦСКА при поддержке значительной части российского хоккейного сообщества объявил, что эти угрозы ему до лампочки, особенно досталось «этой ИИХФ» как организации, поддержавшей международные санкции в отношении всего российского спорта. И Иван Федотов вышел на первую же официальную игру стартовавшего чемпионата КХЛ. Начиналась вторая серия драмы, вышедшей далеко за рамки спортивной.
Однако что-то пошло не так. С игнорированием враждебных инстанций получалось гораздо лучше, чем с игрой самого ни в чем не виновного фигуранта скандала. Он не был похож на себя, потеряв главное – уверенность. Все-таки чувствующий некоторую вину перед Иваном клуб в глубокий запас Федотова не отправлял, главный тренер Сергей Федоров неоднократно заявлял, что вратарь непременно наберет форму и обретет уверенность. Иногда появлялось ощущение, что так оно и будет, но и ЦСКА в целом был не похож в регулярном сезоне на себя, и дело дошло до того, что действующий чемпион вылетел в первом же раунде розыгрыша Кубка Гагарина от ярославского «Локомотива», что год назад невозможно было представить. Всю вину на основного голкипера не свалили, но слова «не выручил» стали определяющими для дальнейших событий, которые развивались стремительно, но за кулисами.
Теперь строятся разные версии, почему ЦСКА так легко расстался с игроком, у которого с клубом был действующий контракт.
Одно понятно – вся эта спортивная спецоперация обернулась для клуба грандиозным провалом с последствиями. Легко было размахивать руками, заявляя о своем праве делать то, что душа пожелает, – гораздо труднее как-то выбираться из неловкой ситуации, да и репутационный удар по всему российскому хоккею никто не отменял.
А что Федотов? Судя по первым его словам, филадельфийская мечта его не оставляла ни на флоте, ни по возвращении в ЦСКА. Просто он о ней благоразумно помалкивал – себе дороже. Но он знал, что «летчики» его не бросали. Что до ЦСКА, то клуб снял великого форварда и самого удачливого начинающего тренера в истории отечественного хоккея Сергея Федорова, с ходу принесшего клубу два Кубка Гагарина подряд, и на его место пришел более опытный экс-главный тренер чемпионского «Металлурга» и сборной России Илья Воробьев. Может быть, Илья Петрович не видел Ивана Федотова в качестве первого номера своей новой команды, а может, что другое стало причиной столь поспешного расставания.
За что боролись, то и получили.
Я не в восторге от того, что за океан уезжают наши лучшие хоккеисты. Я без душевного трепета отношусь к НХЛ и к нашему вольному или невольному в ней участию. Я не разделяю всеобщего восхищения тем, что ворота команд сильнейшей хоккейной лиги мира защищают полтора десятка российских вратарей, из которых пять-шесть – первые номера. Я спокойно отношусь к «гонке века» Овечкина за Гретцки, от которой все на ушах. Но мне бы очень хотелось, чтобы Ивану Федотову воздалось за все его мытарства там, где он должен был оказаться, находясь в блестящей форме и в зените славы.
Но тогда ему не дали, нынче отпустив «за ненадобностью», которую сами и организовали. Теперь Федотову будет чрезвычайно трудно успеть хоть как-то заявить о себе в ситуации, когда до окончания регулярного чемпионата НХЛ осталось всего ничего, как и до окончания срока действия его контракта, растянувшегося без его участия на два года. «Филадельфия» идет седьмой, балансируя на грани, попадание в плей-офф не гарантировано, и поможет ли клубу новобранец, неизвестно. Но что-то мне подсказывает, что контракт все-таки продлят.
Что сказал Федотов про «Филадельфию»? А вот что: «Эта организация проявляла большое внимание и уважение ко мне, моей личности и моим интересам. Я ценю это».
Еще бы не ценить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ