Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№16 от 4 мая 2017 г.
Куда уходят клады?
 Рязанская область может лишиться уникальной археологической коллекции

Шиловский музей под угрозой закрытия. Дамасские мечи, клад римских монет, украшения рязанских амазонок, пять тысяч экспонатов из фонда музея могут уйти в Москву. 

По словам сотрудников, согласно планам местного управления культуры, музей (формально) объединят с этнокультурным центром. Возникнет новая структура – некое историко-культурное объединение. Однако при этой процедуре регион лишится коллекции. Слияние окружено атмосферой таинственности, и отдел культуры отчего-то очень спешит. 

По словам директора Шиловского краеведческого музея Александра Гаврилова, «специфика слияния такова, что, если объединяют музейное и немузейное учреждение, музейный статус теряется. А значит, по закону, новое учреждение не имеет права хранить коллекцию, и ее забирает музейный фонд  России или Государственное хранилище ценностей РФ». 



Такое уже пытались осуществить пятнадцать лет назад, тогда едва не дошло до прокуратуры – юридически это противоправно.



Причем переживают музейщики даже не из-за слияния, а из-за смены направления работы. Боятся, что прервутся научные исследования, их публичность, деятельность по сохранению археологических памятников. Что их превратят в клуб с маленьким музейчиком при нем.



А на драгоценные экспонаты, кстати, давно уже претендуют столичный ГИМС и «Эрмитаж». Конечно, удивительно, что маленький районный музей до сих пор смог сохранить свои сокровища, успешно отбиваясь от посягательств более крупных коллег. Но теперь пахнет катастрофой. Тем больнее, что все это добыто собственноручно – на раскопках в Шиловском районе – музейщики много лет сами ездят в археологические экспедиции, успешно извлекая из земли древние клады.

Рязанские амазонки и дамасские мечи

Оценить стоимость коллекции очень сложно. Некоторым экспонатам нет аналогов в стране. К примеру, дамасский меч – при рентгенографическом исследовании под ржавчиной обнаружился рисунок Голгофы – это пятый век нашей эры! В Шиловском музее вообще собрана самая большая коллекция дамасских мечей в стране!

Киммерийский шлем времен аргонавтов и Ясона – самая северная находка в России, редкость даже на Северном Кавказе, откуда он родом. 



Геральдические «статусные пояса» – также самая большая коллекция в стране. Своего рода «погоны» древних воинов, позволяющие выделить их место в обществе.

Клад римских монет, найденный в Крутицах. 

Оружие и украшения из мужских и женских погребений рязано-окцев – удивительной таинственной культуры, жившей на территории района с V по VII век. Даже женщины в ней были воинами, своего рода это рязанские амазонки.

Научная ценность

В ужасе от новости и научное сообщество, и церковь, в кои-то веки выступившие единым фронтом. 

«Особое внимание привлекает археологический раздел, содержащий не только хорошо известные по другим музейным экспозициям коллекции, но и совершенно уникальные предметы и комплексы. Эти материалы свидетельствуют о проживании здесь в древности мощной и активной группировки населения, возглавлявшей огромный племенной союз, с центром на территории будущего Шиловского района. Аналогов археологическому собранию Шиловского музея не существует. Недаром музей стараются посетить не только российские специалисты-археологи, реставраторы, историки, но и зарубежные», – сказал заместитель директора Московского государственного исторического музея по научной работе, лауреат Государственной премии РФ А.Д.Яновский.



На стороне музея выступает и церковь. Вот пишет о шиловцах игумен Виталий (Уткин), руководитель миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии Московского патриархата:

– Районный краеведческий музей является, на мой взгляд, одним из лучших подобных учреждений в Центральной России. <…> Представленные в нем археологические коллекции существенно расширяют наши представления о раннем периоде истории Рязанского края.  Большое внимание уделяется сбору и экспонированию материалов о духовной истории Шиловского района. <…> С особой благодарностью я вспоминаю интеллектуальную и методическую помощь, оказанную музеем нескольким епархиям Русской православной церкви.

По мнению рязанских коллег, уничтожить два процветающих учреждения ради сомнительной структуры – просто варварство. 
Вот как комментирует ситуацию директор Рязанского областного научно-методического центра народного творчества Елена Шаповская:

– Я категорически против закрытия! Такое объединение. мягко говоря. смущает! Смущает его организационно-правовая форма: историко-культурное объединение. Невозможно объединить музей и центр народного творчества, с правовой точки зрения невозможно – у них по уставу абсолютно разные функции. И такой формы как историко-культурное объединение вообще нет, то есть мы будем первые в стране! А зачем ломать две великолепные организации ради создания сомнительной новой? Еще один аспект – это сокращение сотрудников, наш министр культуры недавно заявил, что не будет оптимизации учреждений культуры. А тут ведь речь идет о сокращении!

Добрыня рязанский

Центр «Заряна», с которым объединяют музей – само по себе редкое явление. Хотя бы тем, что в регионе это последний районный этнокультурный центр – все остальные не выжили. Но «Заряна» мало того, что живая структура, да еще и очень активная – эти ребята раскрутили для Рязани бренд «Добрыня Злат Пояс», ловко, кстати, уведя его из-под носа у соседнего Касимова, – родился былинный богатырь на спорной территории, но шиловцы оказались проворнее. На что бывший министр культуры области Елена Царева, лоббировавшая Касимов, отметила тогда в интервью НТВ, мол, кто первым встал, того и тапки. 

Шиловцы, кстати, прекрасные популяризаторы и любимцы местных и федеральных СМИ. Про их русалок и танцующий лес даже иностранцы снимать репортажи приезжали – и шведы, и канадцы, и норвежцы.

А все потому, что здесь умеют не только собрать этнографический материал и легенды, но и оживить их – закрутить вокруг этого правильную шумиху. В здешнем музее и пушка стреляет, и кольчуги можно померить, и на мечах побиться. В «Заряне» – научиться плести из лозы, посидеть за ткацким станком, попробовать настоящий взвар – девушки-сотрудницы сами делают его по древнему рецепту, собирают травы, воду берут из святых источников.

Добрыню воскресили из небытия пять лет назад. Сейчас в Шилове есть и памятник былинному герою, и уже несколько лет проходит фестиваль «Слава Добрыни», ставший всероссийским. Кроме того, здесь проводят богатырский забег – большой спортивный марафон, куда приезжают участники со всей страны.

Ради чужого дяди

Вопрос – как небольшой районный музей стал обладателем таких богатств и популярности? Как всегда, все держится на людях. Бывают такие немного сумасшедшие энтузиасты, готовые положить жизнь на любимое дело. Музей, созданный Андреем Гавриловым в 1974 году, вырос из окско-донской археологической экспедиции. Сначала существовал при школе, потом при дворце пионеров, а в 1981 году стал самостоятельным. Сейчас Андрей Николаевич возглавляет этнокультурный центр «Заряна», а музеем руководит его племянник – Александр Гаврилов, такой же увлеченный энтузиаст.

Впрочем, закрыть музей хотят ради чужого дяди. Как объявили сотрудникам, возглавить новую объединенную структуру должен Николай Спирин – родственник начальника местного отдела культуры Ирины Жариковой, бывший мэр поселка Шилово.

Рязанское бюро «Новой» направило запрос в министерство культуры Рязанской области с просьбой прокомментировать ситуацию. Ждем ответ.
 
Елена АРХИПЕЦКАЯ, Наталья ГИНТАРЕ