Рязанская область может лишиться уникальной археологической коллекции
Шиловский музей под угрозой закрытия. Дамасские мечи, клад римских монет, украшения рязанских амазонок, пять тысяч экспонатов из фонда музея могут уйти в Москву.
По словам сотрудников, согласно планам местного управления культуры, музей (формально) объединят с этнокультурным центром. Возникнет новая структура – некое историко-культурное объединение. Однако при этой процедуре регион лишится коллекции. Слияние окружено атмосферой таинственности, и отдел культуры отчего-то очень спешит.
По словам директора Шиловского краеведческого музея Александра Гаврилова, «специфика слияния такова, что, если объединяют музейное и немузейное учреждение, музейный статус теряется. А значит, по закону, новое учреждение не имеет права хранить коллекцию, и ее забирает музейный фонд России или Государственное хранилище ценностей РФ».
Такое уже пытались осуществить пятнадцать лет назад, тогда едва не дошло до прокуратуры – юридически это противоправно.
Причем переживают музейщики даже не из-за слияния, а из-за смены направления работы. Боятся, что прервутся научные исследования, их публичность, деятельность по сохранению археологических памятников. Что их превратят в клуб с маленьким музейчиком при нем.
А на драгоценные экспонаты, кстати, давно уже претендуют столичный ГИМС и «Эрмитаж». Конечно, удивительно, что маленький районный музей до сих пор смог сохранить свои сокровища, успешно отбиваясь от посягательств более крупных коллег. Но теперь пахнет катастрофой. Тем больнее, что все это добыто собственноручно – на раскопках в Шиловском районе – музейщики много лет сами ездят в археологические экспедиции, успешно извлекая из земли древние клады.
Рязанские амазонки и дамасские мечи
Оценить стоимость коллекции очень сложно. Некоторым экспонатам нет аналогов в стране. К примеру, дамасский меч – при рентгенографическом исследовании под ржавчиной обнаружился рисунок Голгофы – это пятый век нашей эры! В Шиловском музее вообще собрана самая большая коллекция дамасских мечей в стране!
Киммерийский шлем времен аргонавтов и Ясона – самая северная находка в России, редкость даже на Северном Кавказе, откуда он родом.
Геральдические «статусные пояса» – также самая большая коллекция в стране. Своего рода «погоны» древних воинов, позволяющие выделить их место в обществе.
Клад римских монет, найденный в Крутицах.
Оружие и украшения из мужских и женских погребений рязано-окцев – удивительной таинственной культуры, жившей на территории района с V по VII век. Даже женщины в ней были воинами, своего рода это рязанские амазонки.
Научная ценность
В ужасе от новости и научное сообщество, и церковь, в кои-то веки выступившие единым фронтом.
«Особое внимание привлекает археологический раздел, содержащий не только хорошо известные по другим музейным экспозициям коллекции, но и совершенно уникальные предметы и комплексы. Эти материалы свидетельствуют о проживании здесь в древности мощной и активной группировки населения, возглавлявшей огромный племенной союз, с центром на территории будущего Шиловского района. Аналогов археологическому собранию Шиловского музея не существует. Недаром музей стараются посетить не только российские специалисты-археологи, реставраторы, историки, но и зарубежные», – сказал заместитель директора Московского государственного исторического музея по научной работе, лауреат Государственной премии РФ А.Д.Яновский.
На стороне музея выступает и церковь. Вот пишет о шиловцах игумен Виталий (Уткин), руководитель миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии Московского патриархата:
– Районный краеведческий музей является, на мой взгляд, одним из лучших подобных учреждений в Центральной России. <…> Представленные в нем археологические коллекции существенно расширяют наши представления о раннем периоде истории Рязанского края. Большое внимание уделяется сбору и экспонированию материалов о духовной истории Шиловского района. <…> С особой благодарностью я вспоминаю интеллектуальную и методическую помощь, оказанную музеем нескольким епархиям Русской православной церкви.
По мнению рязанских коллег, уничтожить два процветающих учреждения ради сомнительной структуры – просто варварство.
Вот как комментирует ситуацию директор Рязанского областного научно-методического центра народного творчества Елена Шаповская:
– Я категорически против закрытия! Такое объединение. мягко говоря. смущает! Смущает его организационно-правовая форма: историко-культурное объединение. Невозможно объединить музей и центр народного творчества, с правовой точки зрения невозможно – у них по уставу абсолютно разные функции. И такой формы как историко-культурное объединение вообще нет, то есть мы будем первые в стране! А зачем ломать две великолепные организации ради создания сомнительной новой? Еще один аспект – это сокращение сотрудников, наш министр культуры недавно заявил, что не будет оптимизации учреждений культуры. А тут ведь речь идет о сокращении!
Добрыня рязанский
Центр «Заряна», с которым объединяют музей – само по себе редкое явление. Хотя бы тем, что в регионе это последний районный этнокультурный центр – все остальные не выжили. Но «Заряна» мало того, что живая структура, да еще и очень активная – эти ребята раскрутили для Рязани бренд «Добрыня Злат Пояс», ловко, кстати, уведя его из-под носа у соседнего Касимова, – родился былинный богатырь на спорной территории, но шиловцы оказались проворнее. На что бывший министр культуры области Елена Царева, лоббировавшая Касимов, отметила тогда в интервью НТВ, мол, кто первым встал, того и тапки.
Шиловцы, кстати, прекрасные популяризаторы и любимцы местных и федеральных СМИ. Про их русалок и танцующий лес даже иностранцы снимать репортажи приезжали – и шведы, и канадцы, и норвежцы.
А все потому, что здесь умеют не только собрать этнографический материал и легенды, но и оживить их – закрутить вокруг этого правильную шумиху. В здешнем музее и пушка стреляет, и кольчуги можно померить, и на мечах побиться. В «Заряне» – научиться плести из лозы, посидеть за ткацким станком, попробовать настоящий взвар – девушки-сотрудницы сами делают его по древнему рецепту, собирают травы, воду берут из святых источников.
Добрыню воскресили из небытия пять лет назад. Сейчас в Шилове есть и памятник былинному герою, и уже несколько лет проходит фестиваль «Слава Добрыни», ставший всероссийским. Кроме того, здесь проводят богатырский забег – большой спортивный марафон, куда приезжают участники со всей страны.
Ради чужого дяди
Вопрос – как небольшой районный музей стал обладателем таких богатств и популярности? Как всегда, все держится на людях. Бывают такие немного сумасшедшие энтузиасты, готовые положить жизнь на любимое дело. Музей, созданный Андреем Гавриловым в 1974 году, вырос из окско-донской археологической экспедиции. Сначала существовал при школе, потом при дворце пионеров, а в 1981 году стал самостоятельным. Сейчас Андрей Николаевич возглавляет этнокультурный центр «Заряна», а музеем руководит его племянник – Александр Гаврилов, такой же увлеченный энтузиаст.
Впрочем, закрыть музей хотят ради чужого дяди. Как объявили сотрудникам, возглавить новую объединенную структуру должен Николай Спирин – родственник начальника местного отдела культуры Ирины Жариковой, бывший мэр поселка Шилово.
Рязанское бюро «Новой» направило запрос в министерство культуры Рязанской области с просьбой прокомментировать ситуацию. Ждем ответ.
Елена АРХИПЕЦКАЯ, Наталья ГИНТАРЕ