В Рязанском театре кукол представили спектакль в ультрафиолете
Об уникальном воздействии музыки Моцарта на человеческий мозг ученые говорят давно и серьезно. Проводятся всевозможные исследования, устанавливающие, как сочинения Вольфганга Амадея влияют на мозговую активность человека: оказывается, за десять минут прослушивания показатели IQ могут вырасти сразу на 8–10 пунктов! Проверить «эффект Моцарта» на своих зрителях теперь может и Рязанский театр кукол: 29 апреля здесь состоялась премьера спектакля «Маленькая ночная серенада», целиком построенного на музыке великого композитора.
На пресс-конференции, предварившей выпуск спектакля, худрук театра кукол Валерий Шадский образно поделил звуковой мир, окружающий современного ребенка, на музыку для тела и музыку для души и разума. Первая воздействует на физику человеческого организма, заставляя притоптывать и прихлопывать. Вторая, впрочем, тоже побуждает к движениям. Но к движениям тонких материй: мыслей, эмоций, воображения. Поэтому в стенах Рязанского театра кукол так часто обращаются к классической музыке: здесь, к слову, Моцарт звучит даже в «Колобке».
«Нам бы хотелось, чтобы Моцарт приобрел постоянную звучащую прописку в нашем театре», – подвел итог Валерий Шадский. Таким постоянным «адресом» для австрийского композитора кукол стал спектакль «Маленькая ночная серенада». Для его создания была приглашена команда из Санкт-Петербурга: Светлана Озерская, режиссер и один из основателей театра пластики рук «Hand Made», и Андрей Запорожский, художник-постановщик, дважды лауреат «Золотой маски».
Результатом их совместной работы стала экспериментальная – безтекстовая – постановка (если не считать словами «охи» и «ахи»). В спектакле безраздельно царит только Ее Величество Музыка: за 40 минут юные зрители видят, как она рождается, обретает форму, расцвечивается яркими красками и остается на века для грядущих поколений.
Режиссер постановки Светлана Озерская говорит о спектакле, как о фантазии. «Маленькая ночная серенада» это оригинальная попытка представить, как маленький мальчик – в будущем великий Моцарт – находит язык для выражения своего внутреннего мира.
…Мир юного Моцарта затягивает, словно бездонный космос. Строгие фасады домов с ровными рядами светящихся окон вызывают в воображении Зальцбург, в котором родился композитор. Свет в окошках такой теплый и приветливый, что в них хочется заглянуть. Словно отвечая этому желанию, художник раздвигает пространство. И вот зритель уже в уютной детской комнате, где мама в белом чепце и кружевной шали качает колыбельку, напевает и пытается угомонить непоседливого малыша. А он все балуется, смеется и вовсе не желает засыпать. Его манят чудесные игрушки, подвешенные над кроваткой: красная птичка, зеленая рыбка, синий олень, серебряные звезды и месяц. Они и становятся его первыми проводниками в мир чарующих звуков.
Вместе с ними он возносится в черное небо, где сверкают молнии и правит Царица Ночи. Погружается в водные глубины в царство русалок и морских коньков. Порхает с тропическими бабочками и тоже обретает крылья…
В фантазиях маленького Моцарта звучит абсолютно все. У каждого персонажа и предмета есть свое уникальное звучание. У кого-то радостное и легкое, у кого-то – величественное и грозное. Но даже самые суровые звуки не пугают крохотного героя. В его руке оказывается верная помощница – дирижерская палочка. Ей он управляет своим музыкальным миром. Она же превращается и в крепкое весло, которым Моцарт противостоит морскому шторму. И в острый меч, разящий страшных монстров.
Проживая этот сказочный сон, маленький Моцарт взрослеет, набирается сил и опыта. И в финале, когда приключения укладываются нотами на белые листы, и раздаются аплодисменты, он словно заглядывает в будущее и видит великого гения…
Собственно, с такого белого листа, по словам Светланы Озерской, начался и сам спектакль. Драматическая основа в постановке отсутствует. А линия сюжетов и персонажей уместилась ровно на одном листочке, с которым режиссер впервые и вышла к артистам. В «Серенаде» заняты молодые актеры театра кукол: Василий Уточкин, Оксана Парунова, Егор Чудинов, Юрий Матвейцев, Андрей Стручков, Александр Григорьев и Антонина Ефремова. По сути они стали соавторами спектакля, выстраивая и продумывая каждую сцену. И принимая на себя все трудности этого эксперимента.
Спектакль сложен, прежде всего, технически. Действие происходит в «черном кабинете». Актеры работают в темноте, в масках, за сеткой, на которую идет видеопроекция. Внутри стоят ультрафиолетовые лампы, которые высвечивают картинки, создаваемые артистами внутри. Симбиоз анимации и плоских кукол создает эффект ожившей мультипликации.
При этом всего в спектакле задействовано более ста кукол и предметов! И каждый из них должен точно оказаться в нужное время и в нужном месте, чтобы создать целостную картину. Чего стоит один только презабавнейший номер с лягушкой, которая рассыпается на части и собирается в одно мгновение!
Актеры должны достигнуть синхронности и слаженности настоящего оркестра. От каждого требуется предельная собранность. Внешняя легкость и изящество спектакля достигается титаническим трудом. «Танец в темноте» – так метко назвал этот способ существования Валерий Шадский.
Но все же главная сложность спектакля – совместно рождаемая эмоция. Здесь нет главных ролей или ролей второго плана. В создании каждого образа задействованы все артисты. И общий посыл зависит от концентрации всех и каждого. Говоря словами артиста Василия Уточкина: «Мы все, как нейроны одного головного мозга». Или же как ноты одной великой музыки.
Прямая речь
Светлана ОЗЕРСКАЯ (Санкт-Петербург), режиссер спектакля «Маленькая ночная серенада»:
– Это наше представление о том, как человек находит язык для выражения своего внутреннего мира. Из истории мы знаем, что Моцарт начал писать музыку в очень раннем возрасте. И нам захотелось пофантазировать на тему о маленьком мальчике, озорном и шаловливом, о том, как на него что-то влияет, и он находит свой язык, через который сможет воплотить свои мысли.
Конечно, мы не знаем, как все было на самом деле. Но мы хотим пробудить фантазию в детях, которые придут на спектакль. Не надо себя сдерживать! Пусть наши идеи выливаются в виде нот, слов, рисунков, танца. И таким образом можно найти язык, которым маленький человек (а потом и взрослый) сможет говорить с миром.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА