Множество предпринимателей подумывает о сворачивании дела. А у некоторых такие мысли появились в первые дни после начала работы
Несмотря на то, что во время режима так называемой изоляции и так называемого карантина закрылось больше половины торговли и вся сфера услуг, производство товаров тем не менее продолжалось. Промышленные предприятия работали и в Рязанской области – это были не только нефтезавод или оборонные гиганты. Однако продавалась их продукция в замедленном темпе.
Производители снижают цены, торговцы нет
Чтобы стимулировать спрос, производители начали снижать отпускные цены. К началу апреля по сравнению с концом прошлого года на 15.2% дешевле были готовы уступить свою продукцию изготовители электроники и оптики, на 18,8% – нефтепереработчики, на 7% – производители бумажных изделий. Правда, скоро ли увидит сопоставимые скидки конечный потребитель, приходящий в розничные точки продаж, возникают большие сомнения. Например, кто-нибудь видел, чтобы бензин на АЗС подешевел на те же самые 18,8%?
Да и снизили цены не все производители. Те, у кого продукция раскупалась неплохо (например, у изготовителей продуктов питания), о скидках не думали. Напитки на выходе с линий розлива выросли в цене на 1,2% по сравнению с декабрем 2019-го, мука, крупа и крахмал – на 9,8%, консервы – на 4,3%.
Запасы исчерпаны, клиенты текут медленно
Ограничения начинают сниматься – казалось бы, малый бизнес снова может развиваться. Но на самом деле множество предпринимателей подумывает о сворачивании дела. А у некоторых такие мысли появились в первые дни после начала работы.
«Перезапуску» мешает несколько факторов.
1.Слишком большим был провал, потеряна «подушка безопасности», накоплены долги.
Масштабы апрельского провала позволяют оценить новые данные Рязаньстата: падение розничного торгового оборота в области составило по сравнению с мартом (тоже не слишком благополучным) 12,8% – около 2 миллиардов рублей. В сфере же услуг «просела» на 7,7% вся треть 2020 года с января по апрель – даже ажиотаж январской «новогодней столицы» не помог. Транспорт показал результаты хуже прошлогодних на 28,5%, общественное питание – на 33,8%, гостиницы – на 29,8%, коммерческая медицина – на 25,4%, юристы – на 14,9%.
2.Прежние возможности восстановлены, но клиент не появился.
Возможная клиентура – работники таких же рязанских малых предприятий – попросту сидит без денег. Два месяца изоляции уничтожили денежные запасы домохозяйств. Просроченная задолженность по зарплате выросла еще на 2,2% (в предыдущем месяце было 13,9%). Рязанцы начали экономить даже на продуктах питания, посещении парикмахерских.
Денег нет – кто будет держаться?
«Если бы вы сейчас реализовали что-то, – говорят продавцам директора торговых предприятий, – то мы выплатили бы вам зарплату, вы пошли и купили бы что-то у соседей, они бы тоже заплатили зарплату. Закупили бы на базе новую партию, база дала бы заказ на производство… Шестеренки закрутились бы». Но не хватает «первого толчка». В других странах им оказались раздачи денег государством. У нас такой роскоши дождались в основном только семьи с детьми, да и то самые большие выплаты пошли не с 1 апреля, а с 1 июня.
Первые вакансии. Кризис миновал?
В апреле число даже официальных безработных, зарегистрировавшихся на бирже, выросло на 61% – их теперь в Рязанской области больше на 9 тысяч. Количество тех, кто пытается выжить, нигде не регистрируясь, значительно выше.
А если экономическая ситуация не изменится в самом ближайшем будущем, на конец лета и осень придётся вторая волна роста безработицы – теперь уже не «временной, без сохранения», а постоянной, в связи с закрытием предприятий.
Алексей ДАРИКОВ