Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№24 от 4 июля 2013 г.
Нога мастера


Один из ярких нападающих рязанского футбола 1950-х годов – о Стрельцове, тамбовском противостоянии и ушедших друзьях


 
Сейчас уже все как-то успели основательно привыкнуть к тому, что у нас есть футбольная команда, которая из года в год выходит на старт первенства России, хотя в последнее время успехами особо не радует. А ведь так было далеко не всегда: на протяжении почти всех 1950-х годов рязанцы вынуждены были довольствоваться выступлением на республиканском уровне. Лишь 55 лет назад, в 1958 году, в тяжелейшей борьбе нам, наконец-то, удалось повысить свой статус. Как это было, вспоминает Валентин ЕМЕЛИН, один из немногих оставшихся участников тех исторических событий.
 
– Валентин Александрович, давайте начнем с самого начала.
 
– Родился я в Касимове, там же и начал играть в футбол, организатором и тренером у нас был Владимир Павлович Патронов. Во время Великой Отечественной войны был токарем, два года изготавливал гранаты, делал резьбу под ручку, являюсь ветераном тыла. После Победы стал выступать за сборную города, которая встречалась не только с рязанскими командами, но и выезжала во Владимирскую и другие соседние области. По окончании Касимовского индустриального техникума был направлен в Хакасию, где тогда строился огромный завод, ведь нужны были автомобили для перевозки урановой руды, а нам предстояло готовить для него рабочие кадры – токарей, фрезеровщиков, слесарей.
 
– О футболе на время пришлось забыть?
 
– Ни в коем случае! Где существовала хоть какая-то жизнь, обязательно был и футбол. Я выступал за сборную поселка Усть-Абакан, мы принимали участие в первенстве Красноярского края, где заняли третье место. Я там был одним из ведущих игроков, как говорили – забивала. Помню, как-то на одну из календарных игр пришли наши воспитанники, увидели на поле меня и давай кричать: «О, мастер, мастер!» – К ним сразу же подошли любопытные: «А что, он действительно мастер спорта?» – «Нет, ребята, он мастер производственного обучения!». Тем не менее, четыре гола  в том матче я забил, после чего соперники предложили мне перейти в их команду, от чего я вежливо отказался.
 
– В Рязань вы попали лишь в середине 1950-х?
 
– На постоянное место жительства – да, но еще раньше меня в числе других касимовских игроков приглашали в областной центр выступать за сборную ДСО «Пищевик». Отправились мы как-то на очередную встречу первенства в Курск, и я там «положил» хозяевам четыре штуки. А после выяснилось, что на нашу игру из Москвы специально приехал представитель Центрального совета ДСО «Пищевик», он взял меня на карандаш, а потом вместе с вратарем нашей команды Чонговым пригласил в сборную общества для участия в Кубке ВЦСПС, игры которого прошли в Одессе. И вот играем с ЦС «Торпедо», и я забиваю первый гол. А ответный провел не кто иной, как Эдуард Стрельцов! Ему тогда лет 16, наверное, было, а он уже – в полном порядке.
 
– Потом гордились, наверное, тем, что довелось играть против великого мастера кожаного мяча?
 
– А как же! И ребятам рассказывал, ведь вскоре после нашего знакомства он уже за сборную СССР стал выступать. А в то время мы жили в одном общежитии, встречались, ходили друг к другу в гости. Простой парень, никакого налета звездности.
 
– А как складывалась ваша дальнейшая карьера?
 
– Из Хакасии возвратился домой, но одновременно работать и играть в футбол не получилось: меня сократили. По совету брата отправился попытать счастья в Рязань, и вскоре мой бывший партнер по «Пищевику» Николай Чонгов, к тому времени уже ставший тренером, пригласил меня в команду «Красное знамя». Буквально с ходу мы выиграли областной кубок, и один из мячей в финальной встрече оказался на моем счету.
 
– Если не ошибаюсь, в том же 1956 году в составе Рязанской области вы принимали участие в первенстве РСФСР.
 
– Всё правильно. В нашей подгруппе на роль лидера также претендовала команда Тамбовской области, с которой перед заключительным туром у нас было равное количество очков. Нам предстояла встреча в Рязани, на которую мы настроились самым серьезным образом и буквально в пух и прах разгромили главного конкурента. 4:0! Первый гол забил я уже на второй минуте матча: в доли секунды остановил верховую передачу и с левой ноги точно пробил. Все прямо застыли от удивления, настолько быстро всё произошло. А второй раз поразил ворота соперника уже после перерыва, еще два гола забил Владимир Болотин красивыми ударами под планку. А вот в стыковых матчах со сборной Горьковской области нам не повезло, и мы выбыли из дальнейшей борьбы.
 
– Вскоре вам пришлось сменить команду?
 
– Сезон 1957 года я начал игроком клуба «Красное знамя», но затем меня направили на работу в Совнархоз, которому были подчинены все предприятия, что позволяло мне получить разрешение выступать за команду любого завода, даже не работая там. Я сделал выбор в пользу «Радиозавода», который в то время был базовой командой сборной Рязанской области, выступавшей в первенстве Российской Федерации, в ней были собраны практически все сильнейшие футболисты. Первую игру в том сезоне нам предстояло провести в Сапожке на Кубок области, и вот тренер команды Юрий Степанович Никитин спрашивает у меня: «Ну, Валентин, куда тебя поставить?» – «Я вообще-то нападающий», – отвечаю. – А он мне: «У меня нападающих полно! Давай, попробуй пока в защите». Деваться было некуда, начал игру в обороне, получил пас от Юдкова, обошел одного соперника, второго, прошел центр поля, и тут Подкопаев крикнул: «Бей, Валентин!» Ну, и я так приложился с правой ноги, что вратарь мяч только глазами проводил.
 
– В 1958 году радиозаводчане последовательно выиграли все главные областные и городские турниры, тем самым, на многие десятилетия установили рекорд рязанского футбола.
 
– По-другому просто и быть не могло, ведь мы значительно превосходили своих соперников. Хорошо помню финальный матч Кубка области, в котором нашим соперником был «Сельмаш». Зрителей собрался полный стадион. Первый тайм в нападении играл Женя Болотин, а я оставался в запасе. Игра была тяжелой, младший Болотин вывел нашу команду вперед, а сам получил травму. Меня выпустили сразу после перерыва: уже на третьей минуте я обошел защитника и левой ногой точно пробил в нижний угол. А свой второй мяч забил уже головой после высокой подачи в штрафную. Матч завершился нашей победой со счетом 3:0, а уже после игры ко мне подошел Владимир Болотин и сказал следующее: «Валентин, твоя игра очень понравилась директору завода, он велел побольше тебе премию дать». Я в ответ: «Нет, вы уж поровну поделите, нечего кого-то выпячивать, тем более что я только во втором тайме играл».
 
– А как складывались дела в первенстве республики?
 
– Всё было гораздо сложнее, ведь перед нами стояли самые высокие задачи, а мы уже в первом круге потерпели поражения от своих главных конкурентов – команд Тамбова и Воронежа, да еще на своем поле. Пришлось наверстывать упущенное: воронежцев в итоге мы обошли в таблице, а тамбовчан хоть и догнали, но уступили им по дополнительным показателям, и заняли в итоге второе место. У меня тот сезон получился несколько скомканным, потому что с работы на выездные игры отпускали далеко не всегда, но в домашних встречах участвовал постоянно.
 
– А кого бы вы отметили из своих партнеров по той команде?
 
– В первую очередь, конечно, Владимира Болотина, который был настоящим лидером: сам хорошо владел мячом и пасы превосходные раздавал. А его младший брат Евгений был индивидуалистом, нередко передерживал мяч. В защите выделялись капитан команды Виктор Широков, Вячеслав Юдков и Анатолий Подпечкин, в линии атаки умело действовали Владимир Подкопаев, Виктор Костин, Александр Горшков. Из той великой команды почти никого не осталось… Уже год как не стало и Владимира Болотина.
 
– В 1959 году на базе той сборной была образована команда мастеров, которая стала выступать в первенстве СССР. А вас в нее не приглашали?
 
– Нет, мне места там не нашлось. После этого я снова выступал за команду станкозавода, в которой еще раз стал чемпионом области, после чего завершил выступления. Связано это было в первую очередь с тем, что заочно поступил в Московский политехнический институт и решил его закончить. В дальнейшем работал на руководящих должностях на приборном заводе, на «Теплоприборе», в НИТИ.
 
Юрий МАТЫЦИН