Ситуация с коттеджной застройкой Константинова и окрестностей может стать судьбоносной для губернатора Любимова и его команды
На прошлой неделе, 28 июня, Рязанскую область посетил полномочный представитель президента РФ в ЦФО Игорь Щеголев. По официальной версии, он принял участие в кустовом совещании по нацпроектам с участием представителей районов Рязанской области. Оно проходило в Рыбном. Судя по повестке, обсуждали вопросы реализации проектов представители органов власти Рязани и Касимова, а также Спасского, Касимовского, Клепиковского, Рязанского и Рыбновского районов.
Губернатор Рязанской области Николай Любимов сразу обозначил, что это уже четвертое кустовое совещание. В области предполагается реализация 48 проектов. Общая сумма финансирования составит 67 миллиардов рублей. Так что собрание – плановое и типовое. И присутствие на нем полномочного представителя президента РФ – рядовое событие.
Смысл данных совещаний озвучил губернатор: «Мы рассказываем руководителям наших муниципалитетов о том, что именно на их территориях будет осуществляться в рамках нацпроектов, чтобы они максимально были вовлечены в процесс. Мы все должны делать одно дело». Нетипичный подход к выстраиванию отношений с муниципалитетами региона, но Любимову, наверное, виднее.
Щеголев сообщил, что сам «попросился» на это мероприятие, узнав, что в регионе есть практика разбора нацпроектов на уровне муниципалитетов. Учитывая, что при этом полпред даже не заехал в Рязань и встречался с губернатором не в здании правительства области, а в скромном кабинете районной администрации, его озвученная мотивация представляется неполной.
Все понимают, что не уровень полпреда участвовать в локальных совещаниях в небольших райцентрах. Следовательно, если он прибыл туда, то исключительно с какой-то более важной миссией, привлекать внимание к которой раньше времени посчитал нецелесообразным. Игорь Щеголев в годы СССР окончил факультет германистики Лейпцигского университета (ГДР) и переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. Мориса Тореза. С 1988 по 1998 год работал в ТАСС, был собственным корреспондентом агентства в Париже. Как не трудно заметить, опыт проведения операций «под прикрытием» у него неплохой.
Какова же может быть текущая миссия полпреда? Осведомленные люди озвучивают разные версии. Не исключено, что целей было несколько и все версии вполне достоверны.
Первая цель – изучить на месте ситуацию с лесными пожарами в Рыбновском районе. С этого полпред и начал совещание, поинтересовавшись, как складывается лесопожарная обстановка. Губернатор отметил, что ситуацию с природными пожарами удалось стабилизировать и взять под контроль, в том числе благодаря благоприятным погодным условиям. Повезло. Работа по локализации и ликвидации очагов возгорания проводилась совместно с региональным управлением МЧС и Минобороны России.
Вторая цель – понять из первоисточников реальную природу конфликта с застройкой заповедных мест Константинова. А также текущую ситуацию. Ведь отмена решением суда постановления правительства Рязанской области по защите родины Сергея Есенина, далеко не типовое явление в стране. Особенно с учетом того, что поступало прямое указание президента России по охране данной территории от коттеджной застройки. Тут Николай Любимов проявил себя как системный политик и «технократ». Сложный термин с неясным смысловым наполнением, но видимо, рязанский губернатор в ситуации с защитой Константиново – иллюстрация того, каким должен быть технократ.
15 декабря 2018 года, Владимир Путин провел в Санкт-Петербурге заседание Совета по культуре и искусству. Член данного президентского Совета, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Артем Демидов в своем выступлении вновь обратил внимание президента на проблему застройки Константинова (подробно – в «Новой газете» № 23Р от 20.06 с.г.). Владимир Путин полностью согласился с мнением руководителя ВООПИиК. А дальше границы охранных зон музея-заповедника были внесены в Росреестр по инициативе губернатора Николая Любимова. Следом правительство Рязанской области 26 февраля 2019 года приняло постановление № 41 об утверждении границ зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина в виде координат поворотных точек. Казалось бы, поручение президента выполнено оперативно и исчерпывающе.
Но уже 23 мая 2019 года Рязанский областной суд отменил данное постановление областного правительства об утверждении границ зон охраны музея-заповедника С.А. Есенина. И не последнюю роль в этом сыграло прежнее руководство Рыбновского района. В связи с этим, логично предположить, что на районную администрацию и областной суд оказали влияние какие-то статусные люди. Причем, их статус и административный вес в глазах исполнителей оказался выше, чем у губернатора и областного правительства. А это уже прямая сфера деятельности полпреда. Так как налицо нарушение не просто выстроенной системы управления государством, именуемой в просторечье «властной вертикалью», а саботирования прямых указаний главы государства.
Полпред решил сам разобраться в том, кто влиял на исход данного процесса. И для этого он прибыл в район, чтобы пообщаться с людьми, находящимися на «передовой» возникновения и решения этой системной проблемы. В данной ситуации особый интерес вызывает тот факт, что на этих беседах не присутствовал главный федеральный инспектор по Рязанской области аппарата полномочного представителя президента РФ в ЦФО Сергей Яковлев. Де-юре, Сергей Петрович – полномочный представитель в Рязанской области полномочного представителя президента РФ в ЦФО. Но де-факто, полпред его на свои приватные беседы с рыбновскими и рязанскими чиновниками не пригласил. Это очень явно демонстрирует факт того, что еще одной целью визита была проверка информации о конфликте интересов, связанном с участием Сергея Яковлева в «есенинском» земельном скандале. Причем еще с момента формирования замысла. Или умысла.
В 2007–2010 гг. Яковлев служил начальником Рыбновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Как мы уже писали («Новая газета» № 24Р от 27.06 с.г.), именно в этом временном отрезке, с приходом на губернаторство в 2008 году Олега Ковалева, и была задумана афера по массовому изъятию земель из заповедного фонда в Константиново в частности и Рыбновском районе в целом. В тот же период Сергей Петрович Яковлев параллельно являлся еще и Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Рыбновского района. Глупо было бы предполагать, что без его ведома скандальная застройка, ставшая причиной негодования Путина, могла бы тогда стартовать.
Что именно услышал во время приватных бесед полпред Щеголев, вряд ли станет достоянием гласности. Но можно предположить, что от его внимания не могло ускользнуть то, что многие сегодняшние проблемы заложены изначально и продолжают усугубляться исключительно кадрами, которые привел во власть еще Олег Ковалев. Николай Любимов пытается проводить очистку «авгиев конюшен», но продвигается это пока медленно. Зачистка руководства Рыбновской администрации – из этой серии.
Также, по нашим данным, наверху разочарованы бездействием в данной ситуации как некоторых областных министров, так и Общественной палаты региона. Сформированный, опять же, еще Олегом Ковалевым и Сергеем Филимоновым орган общественного контроля совсем не выполняет своих основных задач. В связи с этим, даже на фоне того, что в данной ситуации Николай Любимов неизбежно повел себя полностью системно, следуя указания президента, налицо ряд личностей и структур на средних этажах рязанской власти, тормозящих развитие региона.
Таким образом, можно предсказать предстоящую активизацию кадровой политики областного правительства, направленную на освобождение кадров ковалевской эпохи. Теперь для Николая Любимова это становится уже не вопросом повышения эффективности государственного и муниципального управления в области, а вопросом элементарного самосохранения на должности. А в России нельзя зарекаться ни от чего.
Отдел политики