Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№38 от 4 октября 2018 г.
Скоростной поезд в параллельный мир
 Что изменится, если из Рязани в Москву можно будет добраться за час

Уходящий сентябрь не ограничился новациями с итогами вторых туров выборов глав нескольких регионов. Помимо этого, он принес широкую известность британскому городку Солсбери, расположенному в 140 километрах к северо-западу от Лондона.  Подозреваемые по «делу Скрипалей» Александр Петров и Руслан Боширов два дня подряд ездили туда из британской столицы. Проблем у них с этим не возникло, ведь на поезде данный путь занимает немногим больше часа.

Данная информация о транспортной доступности 45-тысячного городка вызывала завистливые вздохи рязанцев, которые вынуждены тратить гораздо большее время на преодоление соизмеримого расстояния до российской столицы. И все это на фоне того, что вот уже с прошлого апреля глава региона Николай Любимов с завидным постоянством поднимает тему создания скоростного железнодорожного сообщения между Рязанью и Москвой. 



В России сейчас идет рост пассажироперевозок. Ежедневно Московская железная дорога перевозит до полутора миллионов человек. Сегодня из Рязани до Москвы ходят два экспресса в день, время в пути – 3 часа. Есть еще две электрички, идут в столицу четыре часа. Несмотря на то, что поезда пока по-прежнему ползут в столицу размеренно и неторопливо, справедливости ради стоит отметить совершаемые шаги в данном направлении. Хочется верить, что количество сможет перейти в качество.

Началось все почти сразу с прихода врио губернатора в Рязанский регион. 13 апреля 2017 года он встретился с членами областной Общественной палаты, где озвучил тематику переговоров, которую ведет с РЖД о сокращении времени следования поездов до Москвы и обратно, а также более удобном расписании. Николай Любимов уточнил тогда, что встретил понимание, хотя реализовать некоторые планы довольно сложно из-за высокой интенсивности движения товарных поездов. При этом он заверил общественников в том, что при реализации проекта по аналогии с Нижним Новгородом до Москвы можно будет доехать за 55 минут. А поезда будут ходит с интервалом в один час. 

В мае того же года губернатор встретился с начальником Московской железной дороги Владимиром Молдавером, а в августе Рязань посетил Олег Белозеров. Президент ОАО «Российские железные дороги» вместе с рязанским губернатором осмотрели железнодорожный вокзал «Рязань-2» и обсудили развитие железнодорожного сообщения. Говорили, что речь шла и о возможности запуска скоростного поезда «Ласточка». Данный скоростной электропоезд был разработан немецкой компанией Siemens AG. Он состоит из пяти вагонов, общая длина всего состава достигает 130 метров. Электропоезд может развивать скорость до 160 км/ч. 

Самое распространенное мнение, которое приходилось слышать по данному поводу, состоит в том, что неизбежен массовый отток кадров из Рязани в случае формирования удобного расписания и сокращения времени в пути. При этом в качестве положительного эффекта как эксперты, так и простые жители озвучивают мысль о том, что хоть рязанцы и будут работать в столице, но налоги они будут платить в бюджет по месту своей прописки.

Однако Николай Любимов считает иначе. Он уверен, что люди из Москвы станут ездить на работу в Рязань. «Если организовать это грамотно и правильно, то наши же предприятия получат рабочие руки. В Москве сейчас работу найти не так просто. Охранников там уже много», – заявил он.

Оспаривать мнение человека не всегда перспективно, особенно если оно основано на его личном опыте либо опыте близких ему людей. Как бы ни звучала изначально версия о том, что москвичи будут работать в Рязани, а жить и расходовать заработанное в столице, Николай Любимов говорил не голословно. Как минимум, сам он приехал на работу в Рязань из Москвы, оставив там рабочее место депутата Госдумы. Также в Рязань на должность руководителя Корпорации развития Рязанской области переехал и Юрий Иванов, сохранивший до сего дня московскую прописку.

Если смотреть на проблему комплексно, то столичными жителями ситуация может не ограничиться. Николай Любимов также озвучил планы сделать из аэродрома в Протасово крупный международный хаб (узловой аэропорт). Если первый шаг вдруг удастся воплотить в жизнь, то и пассажирский аэропорт может быть не за горами. Если, конечно, к этому моменту железнодорожное сообщение не разовьется настолько эффективно, что добираться до московского аэропорта станет быстрее и удобнее, чем до Протасово. 

Что касается необходимости собственного аэропорта в Рязани и малой авиации, то данный вопрос представляется очень спорным. Во-первых, необходимо будет добираться до аэропорта отправления, а затем – от аэропорта прибытия, расположенных за городом. Во-вторых, существует ограничение по весу багажа, который можно провезти в самолете. В-третьих – зависимость от погодных условий. В-четвертых – наличие медицинских противопоказаний. В-пятых – турбулентность. В-шестых – невозможность уединиться во время полета как в привычном купе. В-седьмых, запрет продажи и употребления алкогольных напитков, отсутствие вагона-ресторана. В-восьмых – меньшая пунктуальность по сравнению с железной дорогой. Ну и так далее.

Всех перечисленных, а также ряда других недостатков лишено железнодорожное сообщение, над революционным прорывом в котором уже полтора года упорно бьется руководство нашего региона. Несмотря на то, что времена «колбасных электричек» канули в историю, и продукты можно покупать в шаговой доступности от своего дома, скоростная и удобная по времени логистика до столицы сулит как Рязани, так и рязанцам ощутимые выгоды. 

Да, с одной стороны, необходимо признать неизбежным отток профессиональных кадров на работу в столицу. Если дорога станет занимать столько же, как доехать из Песочни в Канищево, то высококлассный хирург предпочтет трудиться не в ОКБ, а в Москве за совершенно другую заработную плату. Правда, тратить заработанное и платить налоги он по-прежнему будет в Рязани. И в этом заключается ключевое преимущество. Потому что при сегодняшней ситуации этот врач и так может работать в Москве, но уезжает он туда вахтовым методом, возвращаясь в Рязань только на выходные. А со временем перебирается в столицу полностью. 

Жить в мегаполисах не комфортно, учитывая состояние атмосферы и транспортных потоков. Но, переезжая туда на ПМЖ, люди делают выбор в пользу более высокого уровня жизни (оплата труда) и качества этой жизни. В плане качества Рязань никогда не догонит Москву с ее театрами, музеями, библиотеками и прочими объектами культуры, манящими туда высокоразвитых людей. Как и с международными аэропортами, позволяющими провести выходные в любой европейской столице. И вот именно тут скоростная дорога может увязать воедино разрозненные ранее преимущества двух параллельных миров. А именно – качество столичной жизни и относительно здоровый комфорт проживания в Рязани. Даже с учетом того, что уровень сероводорода в нашем городе по данным Минприроды и гидрометцентра в августе оценивался как «очень высокий» – норма превышена в 7,5 раза. 

Будем объективны, можно сразу предвидеть и основные причины недовольства предполагаемым изменениям. Взглянем на опыт Тверской области. Жители поселков, мимо которых проходит трасса «Сапсана», возмущались возросшими неудобствами и даже опасностями – воздушный вихрь этого поезда может сбить с ног человека, а его бесшумный ход уже повлек за собой человеческие жертвы. Возмущение доходило до того, что в поезд стали кидать камни, разбивать стекла, сооружать снежных баб на железнодорожных путях. Кроме того, шум от поездов нарушает сон, приводит к изменению поведения, увеличению употребления лекарственных препаратов и т.д. 

Наличие чужого опыта позволяет учиться на чужих ошибках. И заранее обеспечить дополнительную безопасность для тех, кто живет или появляется рядом с линией. Например, путем установки системы ограждений, в том числе и шумоподавлением вблизи населенных пунктов. 

Впервые приехав в Рязань, Любимов обещал не гнать сюда «эшелоны с чиновниками из Калуги или Москвы», а опираться на местные кадры. В целом так пока и происходит. Не исключено, что ситуация может поменяться после реализации удобного скоростного железнодорожного сообщения между Рязанью и Москвой.

К слову

Олег Булеков проехал в обыкновенной электричке. Фотографию бывшего главы администрации города Рязани опубликовали в группе «Pro Город Рязань» / progorod62.



«Села в пригородную электричку в час пик, а напротив Булеков сидит. Глазам не поверила. Пригляделась – точно он. Бедненький, после отставки с поста мэра вынужден как все смертные ездить – в духоте и тесноте. Не могла не сфоткать», – рассказала автор снимков.
Галина САМОЛЕТОВА