У множества моих сверстников школа не вызывала отвращения благодаря авторитету учителей
Мой сын-подросток регулярно приходит из школы в возбужденно-негодующем состоянии. Он, конечно, не ангел, на ботаника явно непохож, иногда может позволить себе шалости и вольности, безвредные для репутации школы. Но вот рассказы шебутного девятиклассника про педагогов сначала повергают родителей в ступор, а потом провоцируют шквал эмоций.
Преамбула от брюзги
Наставники нередко награждают детей такими эпитетами, которые еще лет тридцать назад не решались произнести даже самые отпетые сорванцы из нашего гремевшего по всей округе девятого «В». Но сейчас угрожающее большинство учителей – это не надежные и чуткие проводники в необъятном мире знаний и умений, а тонущие в бумажной трясине производители образовательных услуг. Вне зависимости от профпригодности их нужно уважать, ценить, а иногда и боготворить – а если пиетет у школьников почему-то отсутствует, во всем виноваты упрямые, сварливые родители со своими туповатыми отпрысками.
Педагог идет в гости
В середине 1980-х моя первая учительница Мария Васильевна старалась опекать каждого своего воспитанника. Как минимум по одному разу она была в гостях у всех своих учеников, вникала в особенности семейного уклада, давала родителям ненавязчивые, но очень дельные рекомендации по успешному усвоению материала.
После начальной школы нас взяла интеллигентная, тактичная, влюбленная в свой предмет Нина Борисовна. Она успешно учила нас премудростям родной речи, легко объясняла не всегда логичные нормы правописания, живо интересовалась литературными новинками. Моя мама, работая в крупной библиотеке, регулярно снабжала нашего классного руководителя свежими номерами толстых журналов с живо обсуждавшимися тогда романами Айтматова, Рыбакова, Дудинцева. Увы, нашу классную слишком рано проводили на пенсию.
Управа на суперменов
Я никогда не любил математику, но запутанные теоремы, парадоксальные неравенства и положение точек на оси абсцисс, про которые рассказывала нам Дина Абрамовна, напоминали таинственную сказку или приключенческую новеллу, где главными героями выступали числа, фигуры и знаменитые ученые прошлых веков. Когда кто-то из ребят начинал отвлекаться и отпускать не относящиеся к уроку реплики, хозяйка математического кабинета, иронично улыбаясь, восклицала: «Ну, вы, супермены!» После такой элегантной фразы дисциплина почти мгновенно восстанавливалась.
«От кюльтюр»*
А те уроки французского, что дали мне еще в школе Екатерина Ильинична и Татьяна Васильевна, навсегда оставили в душе особое благоговейное отношение к утонченной культуре этого народа, его чувственному языку и неповторимому галльскому духу. Спустя годы университетские преподаватели, с некоторыми из которых я близок до сих пор, многократно укрепили эту связь.
Вообще, среди людей, давших мне верные жизненные уроки и ориентиры, поразительно много женщин. Тех, кого нет – чту и помню, тем, кто рядом – благодарен, готов помогать в меру сил и круглый год желать здоровья, новых побед и приятных открытий.
____________
*«От кюльтюр» – от франц. la haute culture – высокая культура.
Денис ПУПКОВ