Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 5 марта 2020 г.
Гоцци, лацци, маски и сказки
 В Рязанском театре кукол обратились к итальянской комедии дель арте

Венеция – город, который всегда возвращается. Настигает посреди рабочего дня неожиданно нахлынувшим воспоминанием. Влажным морским воздухом. Запахом свежесваренного кофе. Ощущением зыбкости от бугрящейся под ногами плитки Сан Марко. Или нетерпеливым ожиданием гондол, «стреноженных» у причала… Как стадо диких оленей, изящные и грациозные, они покачиваются на волнах. Постукивают бортами, готовые в любую секунду сорваться с места.

Именно такая Венеция на мгновенье вспомнилась мне, когда в премьерном спектакле Рязанского театра кукол «Король-Олень» на сцену выплыли изящные куколки оленей и в музыке Альбины Шестаковой легким топотом рассыпались барабанные перестуки... Короткий миг, тут же подхваченный и унесенный общей суматохой комедии дель арте.



Сочинение Карло Гоцци в постановке белорусского режиссера Олега Жюгжды привносит на сцену Рязанского театра кукол итальянский площадной театр. И пополняет театральный словарик зрителей звучными понятиями.

Жанр постановки: трагикомическая фьяба – придуманная Гоцци театральная сказка, в которой фантастические элементы контрастно сочетаются с реально-бытовыми, дополняются импровизацией и буффонадой.



На сцене: дзанни – персонажи-слуги (маски) комедии дель арте: Бригелла, Труффальдино, Смеральдина и иже с ними. Отдавая дань традиции, артисты театра кукол сменили свои классические черные одежды на грязно-белые шутовские костюмы: свободные штаны, рубахи, колпаки и маски.



В таком же цвете выдержано и все оформление: сцена и даже часть стен в зрительном зале затянуты некрашеными полотнищами с зияющими черными прорехами (художник Анастасия Кардаш, художник по свету Георгий Горазеев). То ли прохудившийся полог повозки комедиантов, исколесивших пол-Италии… То ли старинный пергамент, обугленный пламенем свечи… То ли разъеденные временем и морской солью стены венецианских палаццо…



Дыры-окна расположены на разной высоте и в них то и дело появляются артисты, с обезьяньей ловкостью передвигающиеся по каркасу, не видимому зрителям. А спускаясь на землю, «кукловодят», танцуют, отпускают грубоватые шутки, примеряют оленьи рога (которых в спектакле огромное количество!), кривляются и гримасничают, – в общем, занимаются всем тем дуракавалянием, которое в комедии дель арте обозначается еще одним итальянским словечком «лацци».



Пластическое решение спектакля принадлежит хореографу Алексею Ищуку, который объединяет в едином карнавале и опытных, и молодых артистов театра. В спектакле заняты: Сергей Захарчев (он же и автор текстов песен!), Олег Царев, Екатерина Филиппова, Александр Григорьев, Сергей Сизоненко, Маргарита Семынина, Юрий Матвейцев, Антон Федорченко, Татьяна Дубовикова, Василий Уточкин, Валерий Скиданов, Андрей Стручков.



При всей волшебности сюжета и комичности происходящего на сцене в пьесах Гоцци всегда есть выход на высокую мораль. И по сути «Король-Олень» – история об обманчивости внешности, о торжестве духа над телом и силе любви, которая позволяет видеть не глазами, а сердцем.

Дерамо, король сказочного города Серендиппа, ищет невесту. Приняв уже две тысячи семьсот сорок восемь девиц, король отвергает их всех. Распознать неверность и коварство претенденток ему помогает волшебный истукан, подаренный магом Дурандарте. В спектакле истукан представляется живой статуей, которых в таком изобилии можно увидеть на улицах современной Италии. Вот только оживает и улыбается статуя не по мановению туристических евро, а от лицемерных слов королевских невест. И лишь при появлении Анджелы, преданной и истинно влюбленной в Дерамо, истукан остается неподвижным.



Но королю недолго приходится наслаждаться счастливой семейной жизнью. По своему добросердечию он открывает злобному министру Тарталье еще один секрет, полученный от мага: заклинание, позволяющее перемещаться в мертвого зверя или человека. Убив оленя на охоте, Дерамо переселяется в его тело. А завистливый Тарталья повторяет заклятье над бездыханным телом короля и сам становится монархом.

Но напрасно министр ждет любви и ласки от Анджелы: чуткое сердце девушки распознает подмену. Под прекрасной телесной оболочкой Дерамо она чувствует черную душу Тартальи. А в уродливом старике, в которого король вселился, покинув оленье тело, узнает своего любимого. «Зорко лишь сердце», – как спустя много лет напишет в «Маленьком принце» Сент-Экзюпери.

Случайно или нет, но уже вторая постановка Олега Жюгжды в Рязанском театре кукол посвящена теме поиска второй половинки. В «Женитьбе» по Гоголю смотр женихам устраивала прелестная Агафья Тихоновна. В «Короле-Олене» нелегкий выбор делает холостяк. И при всей несхожести двух серий этого «брачного сериала» их роднит изрядная доля иронии, с которой режиссер смотрит на романтические отношения.

Настроение задают уже куклы, которым художник Анастасия Кардаш придает карикатурный вид. Король Дерамо отличается массивной нижней челюстью и выдающимся носом. Таким же гордым профилем награждается и Анджела. Пышные черные кудри и алая роза в волосах делают из нее страстную цыганку. И в самый кульминационный момент, когда король в облике старика открывает своей жене правду, режиссер не удерживается от насмешливого жеста: волосы Анджелы от ярости встают дыбом (причем буквально!).

Интриган Тарталья в черном панцире походит на паука. Его дочь Клариче не расстается с поясом невинности (хотя округлый живот куклы наводит на крамольную мысль, что этот замок кто-то уже успел вскрыть). Каждый палец знойной дамы Смеральдины украшен перстнем, а Труффальдино говорит через пищик. Впрочем, чтобы разглядеть все эти любопытные детали, зрителям задних рядов придется напрячь зрение: пространству большого зала куклы не слишком отвечают по размерам.



Стараясь компенсировать это, режиссер выводит кукол на помост, перекинутый со сцены прямо в зал. На нем максимально близко к публике происходит и финальное разоблачение постановки. Тарталья, наказанный великим магом, превращается в ужасное рогатое чудовище. Корчась от боли и стыда, преступник испускает дух. И от прежнего злодея остается лишь пустая оболочка. Шкура, которую легко сбрасывает артист, и уже из зала вместе с публикой смотрит на своего коварного персонажа.
Да, для того чтобы взглянуть на себя со стороны, никогда не бывает слишком поздно.

От первого лица

Олег ЖЮГЖДА (Гродно), режиссер спектакля «Король-Олень»:



– Гоцци люблю очень сильно. Еще с восьмого класса. «Король-Олень» – пьеса, прекрасно выстроенная. У нее четкий сюжетный ход без больших фантасмагорий: всего лишь несколько переходов из тела в тело и все всем понятно.

В спектакле заняты артисты разных поколений. Много молодежи, причем из разных театральных школ. И в силу этого работать достаточно сложно, потому что есть проблема сценической речи. К сожалению, в театральных вузах сейчас этому не уделяется должного внимания. Все говорят по-разному! И с этим постоянно приходится бороться. В театре должна быть речевая культура. Тогда это смотрится, действительно, определенным образцом.

…Мне очень понравилось то, как спроектировала кукол художник Анастасия Кардаш. В этом смысле она мыслит широко и нестандартно. Я попросил сделать кукол разных, но объединенных общей темой. И в итоге получились интересные разграничения: романтические герои – это марионетки, комические дуэты – шляпки-подушки, которые носятся на голове.

Тарталья – самая драматическая роль. Он переживает перерождение, покаяние. Но можно ли переписать судьбу?.. По моей внутренней философии судьба – это дорога, где определены начало и конец. Но на ней периодически встречаются перекрестки. От того, какой поворот будет выбран, зависит и дальнейшее движение. Как только ты поворачиваешь, жизненный навигатор перестраивает маршрут. В ту же точку, но уже другим путем. Так что воздействовать на свою судьбу можно. Но осторожно.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА