Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 5 марта 2020 г.
В архаичном финском шушуне
 «Зарайская жар-птица» свила гнездо в Рязанском кремле

В Певческом корпусе Рязанского кремля продолжается выставка «Зарайская жар-птица», подготовленная на сопоставлении предметов из фондовых коллекций Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль». О малоизученном костюме, его особенностях и других нюансах рассказала куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела фондов Анна Дульнева.



– Выставка уникальна, потому что среди рязанских костюмов зарайский был практически неизвестен. Его состав, особенности. И эта выставка – результат многолетней исследовательской работы двух музеев: Зарайского кремля и нашего. Три года назад мы впервые встретились, сопоставили отдельные предметы народной одежды из фондовых коллекций и заметили особенности в конструктивных и декоративных деталях. Начали привлекать источники 1840–1890-х годов, в том числе фотоколлекцию Натальи Леонидовны Шабельской, которую отсняли в 1890-е годы ее дочери. К примеру, снимок, где костюм атрибутирован, как комплект одежды Рязанской губернии. Мы можем точно сказать, что это Зарайский уезд. 



В результате такой многосторонней кропотливой работы, иногда на ощупь, производившейся очень робкими шагами, мы пришли к пониманию, из чего состоял зарайский костюм. И даже смогли выявить его отдельные особенности. Прежде всего, он строился на основе синей клетчатой поневы. Обязательно в костюм входили рубаха, шушун, нагрудник, передник. Удалось установить, что шушуны были белыми либо желтыми, что связано с финским влиянием. Это архаичные глухие нагрудники, то есть не имеющие вертикального разреза. А также долгие рукава рубах и шушунов. 



Еще прослеживается одна любопытная деталь – близость к костюму не только рязанских земель, что прослеживается в желтых одеждах, синей клетчатой поневе, долгорукавках, являющихся отличительными чертами Окского бассейна. Но и к костюму московских земель, тоже практически исчезнувшему. Известно, что бытовала московская понева, но она не сохранилась. Есть сарафан, но он носился в составе с рубахой и передником, которые, вероятно, раньше бытовались поневой, потому что они имеют архаичный декор. И вот этот декор, очень близкий к московскому, сохранился в передниках Зарайского уезда. Это плотные выкладки золотыми и серебряными позументами и вышивки металлическими блестками. 



На выставке представлены фрагменты передников из коллекции зарайского купца Александра Тихоновича Бахрушина. Он происходит из известной купеческой фамилии Бахрушиных. Это собиратели Алексей Петрович и Алексей Александрович Бахрушины. Московские меценаты, коллекционеры, один из них основатель Театрального музея, их коллекции известны по всему миру. 



Есть коллекция малоизвестного зарайского родственника, она оказалась частью собрания Музея архивной комиссии. Комиссия ее приобрела с аукционного торга после смерти Александра Тихоновича, когда его коллекция пошла с молотка в 1887–1889 годах. 



Также мы имеем фрагменты уникальных предметов одежды Зарайского уезда, которые были на Антропологической выставке в 1879 году. Здесь же можно увидеть близкий к московским костюмам и по конструкции с отдельной грудинкой, и по выкладке блестками и позументами передник и его многочисленные фрагменты из коллекции Бахрушина.         

Фото автора

Выставка работает до апреля ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и среды. Справки по телефону: 27-60-66. 
Георгий ТИТОВ