Звонок из Пронского района (звонит читатель «Новой газеты»): «Александр Николаевич! Что же это происходит? В Погореловском поселении школу из полной средней переводят в неполную. В связи с этим школа теряет статус самостоятельной юридической единицы, а ее директор становится «управляющим филиала». Жители встревожились и немедленно собрались на сход, но местная власть в лице заведующей отделом образования Александры Дмитриевны Кучиновой выступила в роли злой мачехи…»
В своем долгом разговоре обеспокоенный прончанин поведал мне типичную историю пренебрежительного отношения управленцев к современному учительству.
Пытаясь осмыслить услышанное и неплохо зная современное состояние системы образования, признаться, уважаемый читатель, я «тормознулся». По всей стране под видом некой «оптимизации» одержимо корёжат и уродуют все и вся. До такой степени, что создается впечатление разразившейся гражданской войны. Все воюют против всех. Власти на местах громят своих противников; противники пытаются низложить власть. Только вот в чем трагедия – в яростных схватках нет победителей, поскольку истинный враг засел в нас самих...
Сами виноваты
Да! Действительно, цинизма со стороны власти предостаточно. Однако сколько бед произошло и еще долго будет происходить и по вине подвластных людей – нас с вами?
Сейчас я размышляю только об учителях. Поэтому первый вопрос: от чего это вдруг ученики в одночасье перестали хотеть учиться?
Мне ответят: «Потому что серьезная учеба требует огромного труда!», «Ну, а зачем им напрягаться, если сегодня ДЕНЬГИ и НАГЛОСТЬ ДЕЛАЮТ ИХ ОБЛАДАТЕЛЯ УСПЕШНЫМ».
Есть и другое мнение: уставший, сброшенный на социальное дно рядовой учитель потерял в глазах своих учеников и их родителей авторитет ЗНАЧИМЫХ ЛЮДЕЙ.
Судите сами, именно учителя в течение двадцати лет всегда активно поддерживали на выборах всех уровней бесчисленное множество велеречивых кандидатов и они же постоянно предавались и продолжают бесстыдно предаваться своими избранниками.
Поэтому общество отвернулось от школы. И школа тут же обесцветилась.
Покупка разного рода свидетельств, аттестатов, медалей, дипломов стало не только общедоступно, но и не порицаемо. Торговля экзаменационными темами, контрольными работами, чудовищное использование «услуг», щедро предоставляемых Интернетом, бездумное переписывание чужих статей – все это гримасы современной школы, о которых с тревогой говорят и пишут все, кому не безразлична судьба страны.
Однако почему-то никто не называет ту причину, которая, на мой взгляд, и привела к полному сумбуру в системе отечественного образования. Это полное игнорирование работниками школ и дошкольных учреждений тех государственных документов, в которых закреплены их права. То ли из-за страха быть уволенными, то ли из-за укорененного в современной среде массового «пофигизма», учительство забыло о школьных уставах, об ответственности администрации, о Трудовом кодексе, наконец, и прочих документах.
А что последовало далее?
Именно по этой причине развязались руки управленцев. Ощущая безнаказанность, каждый воробьишко-чиновник позволяет себе унижать достоинство русского учителя.
Именно попустительство со стороны педагогов породило стихию вранья в оценке учительского труда. Безразличие к судьбам своих коллег, и как следствие разобщенность армии педагогических работников, позволило манипулировать с присвоением разрядов, «раздачей» учебной нагрузки, безнаказанно уничижать всех неугодных учителей, которые требуют справедливости, соблюдения трудовых норм, доставляющих массу неудобств начальству, – все это превратило работу в современной школе в адово испытание.
Поскольку размыто чувство собственного достоинства, естественным образом утеряно и уважение к персоне учителя.
И никто уже не станет ценить наш опыт и знания. Вот от чего в той же Погореловской средней школе учителям пришлось выслушать в свой адрес различного рода инсинуации «…и к тому же у вас низкий уровень подготовки педагогов», «В вашем коллективе очень неудобные учителя!..» (Хотя в августе прошлого года по местному радио прозвучали слова А.Д. Кучиновой, в которых она дала высокую оценку работе всего коллектива именно Погореловской школы!)
Но... Так уж заведено в пределах Отечества, когда правая рука не знает о том, что делает левая. Смею предположить, что в подобных ситуациях со стороны областной и местной власти следует ожидать любые варианты нарушения Закона о труде. Причем не только по отношению к рядовому учителю.
Так же беспардонно власть ведет себя и по отношению к директорам. Знаю по личному многолетнему опыту сопредседателя городского стачкома учителей. А в сегодняшнем телефонном разговоре в качестве подобных примеров мне были названы имена Галины Семеновны Юдаевой и директора ее школы, осмелившихся защитить честь своего учебного заведения.
К сожалению, унижения будут продолжаться до тех пор, пока не переполнится сама чаша унижения! Пока в самих учителях (несмотря на чудовищную несправедливость) вновь не проснется чувство искренней любви к чужому ученику и его родителям.
Конечно же, при этом необходимо обладать еще и мужеством подлинного бойца. Поэтому следует знать и уметь грамотно, соборно защищать не только ученика, но и свои собственные профессиональные и гражданские права, чтобы никому не было повадно когда угодно, по какой угодно причине (при этом лукаво ссылаясь на «…решение правительства, президента и постановления местных властей») продолжать рушить систему образования. Собственным примером следует воспитывать в молодых уважение к государственным Законам! Учить не давать ни малейшего права на унижение кого-либо.
P.S. Начал статью с озабоченного вопроса о судьбе 77 учеников и их учителей, у которых из 19 человек 13-й разряд более чем у половины. Вот так незадача: вот вам и «низкий уровень подготовки учителей»!
Неужели не понятна сегодняшняя катастрофическая ситуация с введением практики перевоза учеников из поселка в поселок, из села в село или близлежащий город? С какого это угара лишают родные деревни, села и поселки теплых, уже веками намоленных учительским словом маленьких гнезд культуры? Что, казна тоща? Так оторвите от своих жирных кусков зарплат и премий каждый чиновник по горсти, да и подарите своему же Отечеству!
Разве возможно сохранить Отечество без проявления сыновнего внимания ко всему родному? Смертушка-то не только за плечами каждого из нас стоит! Она и народы сторожит с не меньшим вниманием. Об этом всех нас предупреждал великий современный философ-диалектик и опытнейший педагог Алексей Федорович Лосев.
P.Р.S. При постоянном напоминании в современных школах, о некачественном контингенте учителей, при нехватке учителей-предметников (физики, математики, как в погореловской школе), тем не менее, в Рязанском педагогическом университете кафедра физики и математики за 2010 год «скукожилась» до минимума.
Александр БАБИЙ