Как инициатива общественников помогла выявить новых могильщиков есенинского заповедника
Автопробег по «Большому есенинскому кольцу» в границах зон охраны Государственного музея-заповедника состоялся в первый день лета 2014 г. по инициативе градозащитников и патриотически настроенных рязанцев.
Маршрут длиной порядка 90 км прошел по асфальтовым и грунтовым дорогам, начался и завершился в месте рождения великого русского поэта: Константиново – Федякино – Шушпаново – Демидово – Дивово – Летово – Романцево – Истобники – Марково – Бортное – Подлуг – Костино – Ромоданово – Пощупово – Новоселки – Иванчино – Аксеново – Кузьминское – Константиново.
Примечательно, что рейд по памятным есенинским местам состоялся за неделю до повторного выездного заседания Народного фронта в Константиново, которое должно состояться 7 июня с целью контроля выполнения губернатором Ковалевым обещаний, данных им при встрече первому лицу государства о наведении порядка в сфере сохранения культурного наследия.
«Мы посчитали, что месяца вполне достаточно для исполнения этого поручения президента. Это будет уже второе наше заседание в Константиново. В первый раз рязанские чиновники, как нам показалось, не очень серьезно восприняли намерения наших активистов добиться прекращения незаконных действий, происходящих на территории музея-заповедника. Уверены, вмешательство президента придаст им оптимизма и твердости решить существующие проблемы объекта культурного наследия страны. Мы уже привлекли внимание к этой ситуации максимально широкого круга людей – руководителей музеев, представителей Минкультуры, правоохранительных органов, независимых экспертов и архитекторов. Мы рады, что в этот раз нас поддержит и литературное сообщество – современные поэты и прозаики», – сообщила ONF.RU сопредседатель Центрального штаба Народного фронта, депутат Госдумы Ольга ТИМОФЕЕВА.
На вопрос редакции к организаторам автопробега: какие цели они ставили, затевая это мероприятие, – активисты прокомментировали, что в первую очередь рассматривалась задача соединить в одном маршруте несколько исторических трасс, которыми ходил и ездил Сергей Есенин: это и дорога на железнодорожную станцию в Дивово, откуда поэт отправлялся покорять Москву, и маршрут, который вел его в Спас-Клепиковскую второклассную учительскую школу, и маршрут от Константиново в Рязань, которым однажды молодой Есенин ездил со своей учительницей на телеге за учебниками.
Это, прежде всего, задача расширить места поэтического паломничества с непосредственно самого села Константиново, где родился поэт, до его малой родины в более широком смысле этого слова. Показать рязанцам и всем поклонникам творчества Сергея Есенина, что та искренность, с которой он распахивает свою душу перед читателем, порождена именно этой необыкновенно красивой и одновременно скромной русской природой, впитав дух многострадального и щедрого русского народа. И что перед нами стоит задача государственной важности – сохранить для потомков те истоки, которые питали и, надеемся, будут питать патриотические чувства любви к своей родине и к своему народу как носителю национальной культуры. Стоит задача – сохранить природное и историческое окружение, которое вдохновило Есенина на духовное служение России.
То, что встретили организаторы и участники автопробега при разработке этого маршрута и при его воплощении в жизнь – это радушное, приветливое отношение местных жителей тех деревень и сел, через которые пролегал путь. Несмотря на попытку региональных властей представить защитников зон охраны есенинского заповедника врагами местных жителей, которым охранные режимы, якобы, не дают комфортно жить, во всех населенных пунктах встречные автомобили приветственно сигналили и прохожие махали рукой с улыбками на лице.
В качестве гида-экскурсовода выступил Андрей Петруцкий, который подробно рассказывал, почему именно этот населенный пункт или природный уголок заслуживает особого внимания, и как он связан с творчеством Есенина или вплетен в его биографию. Маршрут был составлен таким образом, чтобы показать туристу и почитателю таланта нашего земляка, что музей-заповедник это не просто литературно-историческая экспозиция в центре Константиново, а что это неотделимая от имени Есенина Русская природа и Русское село.
Таким образом, участники автопробега соприкоснулись с той Есенинской Русью, что сохранилась в природе и нравах простых людей.
В цели автопробега не входило намеренное выявление нарушений в сфере охраны памятников и фактов незаконной застройки. Однако невольно путники- автомобилисты столкнулись с новыми эпизодами, работающими на разрушение туристической привлекательности комплекса музея-заповедника.
Так, в заливных лугах в пойме Оки в зоне прямого визуального восприятия Иоанно-Богословского монастыря путешественники с недоумением обнаружили проложенную линию ЛЭП, свеженький понижающий трансформатор и первые «ласточки-каскадеры» – дома построенные в зоне подтопления р.Оки.
Например, панорамный вид с реки на холм, где располагается монастырь, портят растущие грибы домов, которые норовят вылезти на самую береговую линию, что запрещено законодательством об охране культурного наследия, и посоперничать с храмовым зодчеством. А в селе Кузьминкое на территории выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Кропоткиных» в нарушение закона уже возведен комплекс для нового обеспеченного хозяина, а гастарбайтеры из вновь привезенных добротных стройматериалов продолжают обустраивать это владение, окруженное старинным липовым парком.
В зоне охраняемого природного ландшафта между с.Новоселки и д.Иванчино, где строительство запрещено, недалеко от усадьбы областного прокурора строители торопятся доделать коттедж из красного кирпича – пока не приехал ОНФ и не махнул шашкой – «Все снести!».
Но самое главное заключается, по мнению организаторов автопробега, не в том, чтобы одернуть власть в ее стремлении эксплуатировать нецелевым образом национальное культурное достояние, а в том, чтобы в человеке и гражданине возродилась потребность соприкосновения с духовным миром, олицетворением которого, наверное, и является наш народно любимый и чтимый земляк Сергей Александрович Есенин.
И нициаторы автопробега по «Большому есенинскому кольцу» полагают, что эта маленькая инициатива будет продолжена разработкой и других тематических есенинских маршрутов: пеших, велосипедных, конных, водных, а, может быть, и воздухоплавательных, что поможет все-таки людям, приходящим на родину С.Есенина, обрести новые духовные силы и противостоять чуме потребительского мира, жажде наживы и эгоизма.
Только ради этого необходимо сохранить не только музей Есенина, но и заповедник – именно то, что мы заповедуем нашим детям и внукам!
Комитет защиты есенинского края