Скопинский режиссер Владимир ДЕЛЬ поставил вкусный, многослойный спектакль в... Тамбове
Пока рязанская театральная жизнь встала на летнюю паузу, у наших зрителей есть шанс поискать свежие впечатления в других направлениях. Например, в Тамбове. Прогуляться по дивной набережной Цны. Прокатиться по ее прохладным водам на кораблике. Покормить уток в тенистых заводях. Загадать желание, проезжая под мостами. Полюбоваться на золоченые маковки соборов. Выпить кофе, а ближе к вечеру дойти до Тамбовского молодежного театра. И с удивлением обнаружить на афише знакомое имя. Владимир ДЕЛЬ, режиссер скопинского театра «Предел», выпустил в Тамбове премьеру – шоу-комедию «Маркус и девочки».
Тамбов для Деля – место силы. Здесь, в Тамбовском институте культуры, в семидесятые годы прошлого века он учился на режиссерском факультете. Проезжая по улице Советской, Владимир безошибочно находит нужное здание:
– Вот! Вот это были наши окна!
Чуть подальше – булочная, где вечно голодный студент покупал батон белого и сто граммов докторской. Напротив – дом, в котором снимал комнату.
Проводя нас по «святым местам», Дель показывает еще один спектакль. Такой, как умеет делать только он: когда хочется всплакнуть и засмеяться одновременно. Конечно, было бы глупо ожидать, что время оставит город юности без изменений. Где-то заколочено, заросло, заброшено. Где-то, наоборот, отделано до блеска, до неузнаваемости. Но все это не влияет на силу притяжения. В этом городе для Владимира Деля начался путь всей его жизни. Поэтому и спектакль о первой любви – а тем более о любви к Театру! – мог появиться только здесь, в Тамбове.
Еще один красивый поворот (на который способна только непредсказуемая Мельпомена!): премьера, состоявшаяся 17 июня, совпала с днем рождения Владимира Деля. И спектакль получился как настоящий праздничный пирог: вкусный и… многослойный.
Первый слой – собственно, история о Маркусе и девочках. Маркус – главный герой серии книг о подростках норвежского писателя Клауса Хагерюпа, обладателя престижной Брагеровской премии.
Повести Хагерюпа по-детски обаятельны и смешны, по-взрослому мудры и мелодраматичны. О Маркусе зрителю все расскажет его школьное прозвище – Макакус. Обычный подросток, добрый и милый, ищущий самого себя. И переживающий все проблемы, которыми от начала времен мучается любой взрослеющий мальчишка. В этой истории, получившей сценическое воплощение в Тамбовском молодежном театре, Маркуса настигает первая любовь: он влюбляется в Александру, новенькую девочку, пришедшую в его класс. На помощь приходит клуб взаимовыручки «Четырехлистник»: неразлучные друзья Сигмунд, Элен-Кристина и Муна.
– Есть идея! – провозглашает верная компания. – Ты должен вжиться в образ какого-нибудь великого любовника! Тогда Александра сразу тебя полюбит.
И закручивается невероятный план, как Макакуса превратить в Ромео!
Веселая неразбериха, кутерьма, сомнения и признания, драки, робкие поцелуи, техно-ритмы, рэп, баттлы и бесконечные танцы (весь спектакль на сцене работает диджей MC Magnys – звукорежиссер Сергей Суров)! Рваные джинсы, короткие юбки, свободные футболки… Вот только артисты на сцене далеко не подростки. И даже не думают ими притворяться. Но именно поэтому им веришь.
– Здравствуйте, меня зовут Юрий, я актер Тамбовского молодежного театра, мне 25 лет, – так в начале спектакля представляется исполнитель главной роли Юрий Фитисов и признается, – первый раз я влюбился в первом классе. Ее звали Света. Я пришел к маме и сказал: «Мама, я худею!»
– Я – Ксения, работаю в этом театре уже четыре года, но до сих пор боюсь выйти на сцену.
Такими паузами-откровениями режиссер разрывает ткань повествования, превращая немудреную подростковую историю в спектакль с настоящим живым нервом. Еще один слой, где раскрываются личности актеров. Ксения Потапова, Дарья Томилина, Сергей Демидов – каждый из ведущих артистов на несколько минут остается один на один со зрителем. И со своим монологом. Окунувшись в юношеские переживания, они возвращаются на сцену с новым чувством. Без масок. Играя, но оставаясь сами собой.
Наконец, главная «вишенка на торте» – Шекспир, «Ромео и Джульетта». В попытке влюбить Александру в Маркуса друзья затевают постановку легендарной пьесы о веронских влюбленных. Спектакль в спектакле. Театр в театре. Кастинг, репетиции, конфликты, режиссерские поиски («Все плохо!»), актерские нервы, предпремьерная лихорадка – самоирония и цеховой юмор разворачиваются со всей фантазией! Дель придумывает даже не спектакль в спектакле, а бесконечную череду «Ромео и Джульетт». Одна только сцена свидания на балконе, которая репетируется бесконечно, в разных интерпретациях, с разными интонациями, со смехом до колик – претендует на самостоятельное представление.
Но когда вдруг в финале перед зрителем предстает сцена в склепе, сделанная на неожиданно высоких нотах, происходит удивительный эффект. Зал забывает о «Маркусе и девочках». Забывает, какую пьесу мы вообще пришли смотреть. Замирает и с благоговением внимает бессмертным словам Шекспира. И только лишь, когда поднимается Смерть и с резким звуком складывает свой деревянный стул, оцепенение спадает. Захлопывается крышка гроба. Тишина разрывается. Щелкает киношная хлопушка.
Игра окончена. Но так хочется – еще на секундочку! – продлить это театральное волшебство.
«Маркус и девочки» – спектакль-перевертыш. Здесь классика звучит актуальней современного сленга. Дискотека гремит прямо на сцене. А хештеги вписываются в театральную программку. И пусть подростки сегодня лучше общаются смайликами, чем словами :))))). Но влюбляются они все так же искренне и безоглядно. И тут уж без всяких скобок.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
P.S. А началось лето для Скопинского театра «Предел» в Париже! Спектакль «Красный угол» был показан в столице Франции на VIII Международной неделе русскоязычных театров. Из Парижа театр привез Диплом Лауреата VIII Международной недели русскоязычных театров в номинации «Русское слово. Русская душа» и статуэтку Эйфелевой башни. Актриса театра «Предел» Анастасия Трифонова отмечена Cпец-призом за сохранение русских традиций! Отличные летние каникулы в преддверии 30-летия театра «Предел», празднование которого намечено на осень.
Вера НОВИКОВА