Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№31 от 5 августа 2010 г.
Кому доверена судьба страны?
Известный рязанский педагог Александр БАБИЙ  об учительском малокровии, языке господина и «безымянных грамотах»



Александр Николаевич БАБИЙ – Отличник народного образования. Свою первую зарплату (30 рублей) получил в июне 1960 года и с тех пор не оставлял профессии учителя. В среде педагогов снискал уважение за бескомпромиссное отстаивание чести учительского звания.
Среди тысяч его учеников сотни продолжают по сей день следовать его морально-нравственным принципам.
В настоящее время сохраняет неуёмную страсть, направленную на защиту всего, в чём живёт русская духовная культура, в чём ещё живы истоки воли и силы нашего народа.
«Проживи так, чтобы не унизить ни чьей культуры, но и своей не посрами» – вот принцип всей его жизни. В этом его педагогическое кредо.
Процесс образования видит в неразрывности традиций, обязательном следовании не педагогической моде, но всему системно выстроенному современно-прогрессивному.
В отношении учеников практикует строгую требовательность, построенную на АБСОЛЮТЕ ЛЮБВИ К РЕБЁНКУ.


Кто же ещё, кроме учителя во все времена несет на себе тяжёлый крест ответственности за будущее страны? Вот почему веками учитель имел особый статус и всеми был уважаем, хотя и не был никогда богат.

Почему пишу «был уважаем» в прошедшем времени? Потому, что мой коллега сегодня имеет весьма жалкий вид. Молчаливость, терпение, безропотность и унизительное попрошайничество – вот характерные признаки современного учителя, которого  последние 25-30 лет усиленно «опускают» на социальное дно.

А школа, оплот нравственности и просвещения, окончательно утеряла своё  гражданское лицо.


Как государственный институт школа многими воспринимается чем-то совсем необязательным. По делам и оценка обществом.

А какие серьёзные дела в современных условиях возможно осуществлять? Создаётся впечатление, будто в учительской среде почти все потеряли жизненный тонус в связи с наступившим малокровием.

Но уж, если я грубо ошибаюсь, то откуда же такая безысходная печаль в глазах у моих коллег, а?!  Почему школа оказалась настолько беззащитной?  Почему культ денег победил культ знаний? Почему обыватель, перебивая учителя, развязно декларирует: «Вы чё?! Моему ребёнку у вас скушно учиться… Надоели со своими теориями… Зачем столько задают?.. Кому нужен ваш Пушкин? Вы научите его тому, чему надо в нашей жизни».

Почему откровенный разгул «торга» стал уместен в образовательной среде? Более того, почему на сегодняшний день оказалась столь огромной разница в оплате труда учителя (4-6 тысяч рублей) и чиновника любого ранга (несколько десятков тысяч)? Причём, если кому-либо захочется увидеть подлинный доход  «работодателя», то сделать это ему, скорее всего, не удастся – слишком велико «прикрытие» и слишком мудро запутаны финансовые ходы. Потому что по многолетней практике судебных заседаний в бытность городского стачкома знаю и правовую казуистику, и изворотливость главных бухгалтеров, и постыдное безволие директоров школ и, что самое обидное – всеобщее молчание родителей, на глазах которых буквально до тла сжигают надежды на возрождение отечественной системы образования.

Той системы, которая несмотря ни на какие идеологические перекосы, тем не менее многие годы оставалась предметом зависти у всех стран мира! Но, увы...

«Оказывается, я и оптимист, и идеалист, в действительности дела обстоят гораздо хуже. По сути, может произойти полный развал российского образования,  низведение его ниже уровня церковно-приходской школы. А население (именно население) России должно заниматься обслуживанием сырьевого комплекса. И немного уметь объясняться  по-английски.  Раб должен знать язык господина». Это из доклада члена исполкома Международной комиссии по математическому образованию, заведующего отделом геометрии Московского центра непрерывного математического образования Игоря Фёдоровича Шарыгина. 

В ещё более жёсткой форме по поводу преобразований российской школы  высказывался крупнейший математик современности, главный научный сотрудник Математического института им. Стеклова РАН, лауреат Ленинской и ряда  зарубежных премий, почётный  доктор многих университетов Владимир Игоревич Арнольд: «Предлагаемый вздорный проект «стандартов» является очередной порцией антинаучной болтовни». Или ещё конкретнее: «Тексты ЕГЭ, содранные у Америки, вообще нельзя использовать для оценки качества преподавания – они просто “безымянные грамоты”». («Комсомольская правда», 30 мая 2002 года). И это всего лишь капля возмущения прогрессивных людей, которым чужда мораль безропотных соглашателей.

По-видимому, почуяв чьё мясо съела, принялась мурлыкать кошка у ног хозяйки. А так, с чего это вдруг наши главные «инновационщики» в системе образования, бывшие её министры Днепров и Филиппов, взялись  критиковать свою же «подёнку», которую они так усердно исполняли в 90-е годы? К слову, и рязанские учёные мужи из высших эшелонов педагогической власти тоже затянули «заупокойные гимны» всем тем инновациям, что в 90-х годах так настойчиво насаждали в нашей области и, конечно же, в самой Рязани.

(Читателю будет небезынтересно узнать о том, что в начале 20 столетия в Рязани было мощное учительское сословие. Не случайно появился до сих пор не превзойдённый в мире  учебник для средней школы по физике, написанный нашим земляком Александром Васильевичем Пёрышкиным. Примеров высокого уровня рязанской педагогической системы предостаточно).

С начала перестроечного хаоса в Рязани, выпятив груди колесом, чиновники всех мастей обрушили свой гнев на учительский стачком, при этом навсегда удалили от себя учительство. Тогда эти господа и слышать не хотели голоса учителей. Многочисленные просьбы о приостановлении глобального разрушения единого пространства государственного образования оставались не услышанными  властью.

Чего только не пережили рязанские школы! И глобальное образование, и минмуновскую билеберду, и вальдорфскую педагогику и чёрт знает чего ещё! На всё шли немалые деньги, тратилось драгоценное время, оболванивались ученики.

Теперь же  всем господам-новаторам стало выгодно критиковать то, что раньше было их детищами. Очевидный обвал, разрушивший школу Рязани, принудил их срочно сменить свой окрас и поскорее, так скромненько, притулиться поближе к своим бывшим оппонентам и критикам.

Подобное поведение характерно для слабых людей, которые не со зла, но по зову своего тщеславия и корысти, неудержимо устремляются во власть; но, достигнув её, с особым рвением, завидным старанием исполняют любые заказы, порой даже те, что направлены против стратегической мощи России. А образование и есть один из компонентов государственной стабильности и мощи.

Поэтому не может не настораживать поведение тех, кто, ратуя за «реформирование школьной системы», на поверку оказывается в упор не замечающим многолетнего методического разрушения прежде всего сельских школ. Делают вид, что не понимают всего значения малокомплектных школ для российского образования.

А ведь сельская школа так же важна для страны, как и малюсенький родник для большой реки. Иссуши родники, и обмелеют реки.


Конечно, многое в школьной системе требует введения чрезвычайных мер.

Например, до сих пор наши государственные органы терпят откровенный разгул изощрённых авантюристов и псевдоноваторов от педагогики, уводящих огромные денежные потоки в сторону от отечественного образования.

А деньги немалые!

Если к бюджетному «калачу» присовокупить все спонсорские и ВСЕ родительские «пирожки», то стол школьного «общепита» получается довольно сытным. Жаль только, что лакомятся с него не дети, а одни и те же взрослые. Большинство имён тризников хорошо всем известно (люди из органов, отвечающих за соблюдение законности и порядка, сами рассказывают о бесконечных «поборах» и «переборах» в наших школах), но – опять увы!..
  
Может быть, кто-то ещё всё-таки станет отрицать факты откровенной деградации российской  системы образования с её вульгарной и порочной практикой поборов с родителей во всех без исключения учебных заведениях?  К стыду, и студенты не исключены из этого порочного круга.

Забалтыванием, пусканием цветастых мыльных пузырей пытается удивить и восхитить  новизной своих прожектов растерянных родителей армия функционеров от педагогики.

Реформируя образование, они делают вид, что не замечают массового оттока молодых учителей из стен современных школ. Потому что работа в школе большинством нынешних выпускников педагогических ВУЗов воспринимается как приговор. Хотя следует сказать, что подлинная зарплата в школе с учётом честного, добросовестного начисления и распределения всех поступающих материальных средств не столь уж и мизерна по сравнению с фактической средней зарплатой. Причём, Федерального Закона об образовании никто не отменял! 

«В чём же дело?» – этот вопрос наш рязанский учительский стачком в 90-х постоянно задавал всем. Рязанским мэрам и представителям всех ветвей власти. Но закон прямого действия никто, видимо, и не собирается исполнять во всей полноте его статей и положений.

– Наивный вы товарищ, – скажет кто-то. – Кому выгодно исполнять законы? Разве для этого существует ТЫСЯЧИ лет бюрократия? Как хорошо живётся чиновникам, барражирующим вокруг государственных учебных заведений! То тут, то там кто-нибудь что-нибудь да и прозевает или «внахалку» уведет от государева кошелька кругленькую сумму! Глядишь, с кем надо и поделится щедро...

Не наивный, и про мировую бюрократию не один час рассказывать могу! Я о другом.

Совесть забыта! Народ (почему-то) сам стал с руки выкармливать дармоедов,  при этом в душе брезгливо отворачиваясь от этих крохоборов. Сами себе «карман валим» – как метко сказала одна сельская женщина.

За время моей работы в городском стачечном комитете каких только примеров прямого хищения из учительской казны не пришлось нам вскрывать! Каких только прямых нарушений законов РФ руководителями и их окружением не обнаруживалось – мама моя родная!

И что? О!..  Это уже из области многословной риторики! Тут самое время Николая Васильевича Гоголя звать, пока ещё он изучается в  школе. Ведь для него любой пример школьного мздоимства  и алчности чиновника, подобострастного услужения директорами своим начальствующим персонам, готовности родителей продать с себя последние штаны, лишь бы угодить и тому, и другому просящему, ради того, чтобы их ребёнок окончил школу без осложнений, – всё это послужит благодатным материалом для написания современных «Мёртвых душ»...

Продолжение следует.

ПОД ТЕКСТ

Прогремевшая, как гром среди майского неба, весть о грядущем закрытии школ и сокращении учителей нашла отклик на самом верху.

Министру образования Рязанской области Надежде Константиновне Бушковой, судя по заранее приготовленному тексту неготовой ни к диалогу с учителями, ни к грядущим реформам, пресс-служба облправительства организовала еще в июне брифинг. Цели которого были очевидны – снять напряженность в учительской среде (мол, никаких сокращений – сплошная оптимизация) и доказать обществу, что ЕГЭ – лучшая система проверки знаний на сегодня, а про вековые традиции русской (позже советской) педагогики следует забыть.

После этого Бушкова на публике больше не появлялась – ушла в отпуск. Первая декада августа уже на излете, школы пора к учебному году принимать, а главного педагога все нет и нет – отдыхает!

...Безусловно, реформы назрели. Но кто способен это делать в Рязани и области? То, как это делается сегодня, – на страхе и упреке в отношении простого учителя – наводит на мысли, что у руля системы образования стоят не профессионалы, а дилетанты.
Александр БАБИЙ