Почему круизы по Оке остаются дорогим и малопривлекательным удовольствием
В нынешнюю навигацию проходящие по Оке круизные теплоходы «Бородино», «Сергей Образцов» и «Александр Свешников» (его обещают перевести на наш участок в следующем году) снова начали подходить к рязанской пристани в Лесопарке, делая здесь остановку. Правда, мы не видим примелькавшегося в прошлые годы «Василия Чапаева» (он возит туристов между Пермью и Елабугой).
Круиз по Оке – удовольствие не из дешевых. Более того, цена тура на проход по российским рекам отличается в зависимости от того, летом или осенью он запланирован. Например, в августе за девятидневный круиз могут запросить 45 тысяч рублей, в сентябре цена упадет уже до 25 тысяч, а в октябре – до 16,8 тысячи.
«Бородино» на Оке
И все равно это не бюджетный отдых. К тому же фанатов рек в России не так много, а на море цены не сильно выше – например, семидневный круиз из Сочи вдоль берега стоит в августе от 46,9 тысячи рублей.
Итак, большие речные теплоходы время от времени подходят к новой рязанской пристани в Лесопарке. Впрочем, не совсем большие. Судам больше, чем в две палубы высотой, по Оке пройти сложно.
Потому что с глубинами не так все хорошо.
Река в глубоком кризисе
Судоходство по Оке – головная боль, появившаяся у властей еще во времена позднего СССР. Сравнение современных фото с оставшимися нам в наследство от прадедушек поражает: там, где в начале XX века приветствуют друг друга гудками расходящиеся пароходы, сегодня может идти в высоких болотных сапогах одинокий рыбак.
Типичная Ока
У потери глубины Оки есть одна главная причина – исчезновение большей части лесов в средней полосе России. Из-за этого за зиму накапливается меньше снега, весной он быстрее тает, уровень грунтовых вод снижается, исчезают некоторые мелкие речушки. Ну и, само собой, берега подмываются, потому что их не держат корни крупных растений, и обрушиваются в русло, оседая на дне и повышая его уровень.
Берега небольших рек вырубаются
Кроме того, ученым стоит разобраться, злая или добрая была роль у советской системы мелиорации. Многие торфяные болота в Мещере к северу от Оки были осушены, вода по канавам и каналам стекла в реки, но уровень грунтовых вод опять-таки упал.
Что этому противопоставляет человек?
Рабочие суда речфлота – так называемые земснаряды – постоянно занимаются банальным углублением дна, хотя бы на фарватере. Вдоль Оки в ее верхнем и среднем течении строятся или реконструируются гидроузлы – плотины, задерживающие воду в русле и повышающие ее уровень. Ближайшие к Рязани подобные сооружения стоят в Кузьминском, возле родины Сергея Есенина, а также в Белоомуте – уже на территории Московской области. Правда, плотины корабли не могут перепрыгнуть, и им приходится проходить шлюзы, что немного замедляет движение.
Проигранная конкуренция
Рязанцы старшего поколения удивляются: куда делись рейсовые перевозки по реке? В 1970-е годы катера на подводных крыльях типа «Ракета» довозили желающих до Спасска-Рязанского, Шилова или Касимова – стоило только купить билет. Сейчас же по Оке в основном ходят только сухогрузы, транспортируя стройматериалы: щебенку да песок. «Почему?» – спрашивают ветераны.
Старая инфраструктура
Ответ прост: потому же, почему перестали летать из аэропорта Турлатово «кукурузники» в Кадом или Пителино. Дело в том, что речной и воздушный транспорт на таких расстояниях проиграли конкурентную борьбу автомобильному. Рязанскую область пронизала сеть наземных дорог – пусть вечно плохих, но все-таки дорог. В их инфраструктуру вкладываются ежегодно миллиарды рублей. Государство заказывает ремонт, частный бизнес строит по обочинам заправки, мотели и кафе…
В то же время – где вы видели вложения в инфраструктуру речных перевозок? Вдоль Оки почти все знаки для судов ржавые. Причалы тоже оставляют желать лучшего. Стоимость топлива никто и не пытается поддерживать на разумном уровне. Новые экономичные корабли появляются так редко, что люди их начинают фотографировать, как великую достопримечательность.
Фотосессия вместо стоков
Ситуация может поменяться, если население разбогатеет. Именно это произошло на Дунае: там в Словакии и Венгрии жители сел и городов, стоящих вдоль реки, в массовом порядке стали обзаводиться моторными лодками, небольшими катерами и мини-яхтами. Чтобы их обслуживать, появились СТО, топливные заправки, причалы, словно из ниоткуда возникли новые бакены, знаки и «речные светофоры». Улучшение экологической обстановки по сравнению с 1980-ми возродило рыбную ловлю. Прозрачность воды к 2015 году стала такой, что летом в Братиславе фотографы предлагают красавицам подводные фотосессии.
Но начало всем этим добрым переменам дал рост экономики, а не жест чьего-то указующего перста.
Стоит надеяться, что в России когда-нибудь произойдет то же самое. И отправление в девятидневную прогулку на теплоходе по Оке не будет вызывать у соседей удивление: «Что вы там не видели? Канализационные стоки после каждого крупного города?»
Алексей ДАРИКОВ