В этом году Рязань должна была праздновать большой юбилей – ровно 150 лет со дня открытия банка Живаго (1 июля 1863 г.)
Замечательный был банк, между прочим, современным и не снилось. Согласно воле устроителя купца Сергея Живаго, 90% (!!!) прибыли шло на благотворительность и нужды города, и только 10% – на приращение собственного капитала.
Усилиями основателя банка и управляющих в городе была практически решена проблема обеспечения и призрения малолетних, открыты роддом, приют, училища для мальчиков и девочек, а девчонкам еще и по 200 руб. давали при выходе замуж, чтобы бесприданницами не идти абы за кого.
Вот пример для современных бизнесменов и политиков, что подлинная забота о людях и своем городе сохраняет в истории имена достойных сынов своего отечества.
Светлая память и низкий поклон Сергею Афанасьевичу Живаго, первому директору банка купцу Гавриле Мыльникову, Михаилу Морозову и другим управляющим, честно служившим на благо рязанского общества.
Что же сказать про день сегодняшний – правительство Рязанской области и губернатор располагаются нынче именно в здании, выстроенном на средства Банка Сергия Живаго (ул. Ленина, 30).
А вот о юбилее его забыли, а, скорее всего, и не знали никогда.
Зато с особым рвением в коридорах власти продвигается проект изменения охранных зон (проект застройки исторического центра города многоэтажными коробками), который может безвозвратно уничтожить исторический образ древнего русского города Рязань.
Но об этом много уже говорилось в предыдущих номерах рязанской «Новой».
Эта статья посвящена известному предпринимателю, общественному деятелю, благотворителю, основателю Рязанского городского общественного банка Сергею Афанасьевичу ЖИВАГО к 220-летию со дня его рождения.
С.А. Живаго родился 22 сентября 1794 г. в Рязани в старинной купеческой семье. Род Живаго был известен в Переславле Рязанском еще с XVI в., среди его представителей преобладали служилые и торговые люди.
Отец С.А. Живаго Афанасий Андреевич, рязанский купец 3-й гильдии, торговал овощами, винами и мануфактурой, занимал городские общественные посты, мать Марина Ивановна, урожденная Анурова, также происходила из родовитого рязанского купечества. Афанасий Андреевич постарался дать сыновьям хорошее образование, и в 1804 г. Сергей был зачислен в первый класс только что открывшейся в городе губернской гимназии.
Деловую карьеру С.А. Живаго начинал в деле отца, затем переехал в Москву, где основал новое для столицы дело – фабрику по производству офицерского и гражданского обмундирования, названную в документах «волочильной, меди позолоченной, посеребренной и эполетной». Недалеко от фабрики, на Тверской ул. в доме кн. Ю.В. Долгорукого в 1822 г. открылся магазин военных вещей Живаго, где продавалась собственная фабричная продукция: аксельбанты, эполеты, гусарские кивера, «шитье мундирное военное и гражданское всех министерств» и много чего другого.
В первые годы пребывания в Москве Сергей Живаго продолжал официально числиться в Рязани – «купеческим сыном» в капитале отца, и только в 1830 г. переписался в московские купцы 3-й гильдии Кошельной слободы. Вскоре женился на Екатерине Александровне Москвиной (1813–1886), дочери шелкового фабриканта, представительнице известной московской купеческой фамилии. Единственный ребенок С.А. и Е.А. Живаго дочь Елизавета умерла в детском возрасте, впоследствии бездетные супруги взяли к себе в семью двух осиротевших племянниц Сергея Афанасьевича, которые прожили с ними до замужества.
Московская фабрика давала владельцам небольшой, но стабильный доход, составлявший порядка 10 тыс. рублей в год, на производстве трудились 7–13 человек. Со временем Живаго купили себе просторный дом в Газетном переулке, приобрели собственное помещение для фабрики. В 1840 гг. Сергей Афанасьевич состоял уже во 2-й гильдии. К 1850 гг. магазин «Военно-офицерских и статских вещей Сергея Живаго» считался одним из самых примечательных заведений столицы.
В последующие годы С.А. Живаго числился купцом 1-й гильдии, потомственным почетным гражданином, избираясь в различные органы московского городского управления, заслужил репутацию общественного деятеля. В его послужном списке – должности купеческого старосты, члена шестигласной городской думы, заседателя судебных учреждений. Помимо городской службы Сергей Афанасьевич много сил и времени уделял вопросам развития предпринимательства и отечественной кредитно-финансовой системы. В качестве представителя московского купечества в 1860 г. он участвовал в работе комиссии по устройству земских банков в Петербурге. Ему принадлежали инициативы создания банка при Московской думе и учреждения Московского кредитного общества, которое он сам и возглавил.
До конца жизни С.А. Живаго не терял связи с Рязанью. Именно с его родным городом оказались связаны самые значимые благотворительные проекты купца. Вместе с супругой они не раз приезжали в город, где у Сергея Афанасьевича оставались многочисленные родные, могилы предков. Чета помогала вкладами рязанскому Казанскому монастырю, в 1855 г. на пожертвованные Сергеем Афанасьевичем средства при монастыре была организована община для бедных девушек, «не имеющих средств к содержанию себя», в 1861 г. по его инициативе и при финансовой поддержке – устроена небольшая больница.
Еще один проект Живаго был адресован малообеспеченным рязанцам. В 1854 г. С. Живаго внес в Московский опекунский совет на благотворительность 10 тыс. рублей – «с тем, чтобы обоего пола лицам купеческого и мещанского сословия г. Рязани, пришедшим в бедность по старости или по другим причинам, раздаваемы были процентные деньги с означенной суммы каждый год два раза: пред Св. Пасхой и Рождеством Христовым». Исполнять свой наказ он доверил городской думе Рязани. Купеческий и мещанский старосты составляли списки, ввиду большого числа нуждающихся «премии» приходилось разыгрывать по жребию, процедура была публичной, жеребьевка проходила в помещении думы, число облагодетельствованных превышало сто человек в год.
Наконец, самой известной инициативой С.А. Живаго стало создание Рязанского городского общественного банка. Как только подобные банки были узаконены в России, он разработал соответствующий проект для Рязани и выделил необходимую для учреждения такого банка сумму в 20 тыс. рублей в качестве первоначального капитала. В нее вошли и переведенные из Московского опекунского совета те самые вышеупомянутые 10 тысяч, призванные поддерживать неимущих земляков. Деньги для открытия банка предоставлялись городскому управлению Рязани безвозмездно, но на определенных, довольно жестких условиях. Живаго лично и весьма детально расписал обязательные благотворительные отчисления, на которые предназначалось 80% ежегодной прибыли банка. Еще 10% прибыли предписывалось использовать на нужды города, таким образом, на развитие банка и приращение его капитала оставалось не более 10%. В «приговоре», составленном и подписанным при открытии банка, основной его целью определялось развитие торговли в городе и благотворительные дела.
Банк был открыт 1 июля 1863 г. Первоначально он размещался в доме на Астраханской улице (в районе современной Театральной пл.) Благодарная городская дума Рязани увековечила имя благотворителя в названии учреждения, оно именовалось «Рязанский городской общественный Сергия Живаго банк». Данью уважения к основателю стало решение городской думы назначать почетных попечителей неизменно из семьи Живаго.
Несмотря на жесткие условия деятельности, в которые был поставлен банк основателем, Общественный банк Живаго успешно работал, развивался и в 1910 гг. входил в десятку крупнейших городских общественных банков России. За 50 лет существования (1863–1913 гг.) его прибыль составила 2,5 млн. рублей. В соответствии с волей основателя на деньги банка по мере их накопления были созданы и благополучно просуществовали в течение многих лет такие заведения как:
– Училище для 20 бедных девочек из мещан и купцов Рязани при Казанском монастыре (с 1866 г.);
– Ремесленное училище для мальчиков из бедных семей и сирот (с 1875 г.) – сегодня это «Автотранспортный техникум им. С. А. Живаго г. Рязани» (Профессиональный лицей №1) (ул. Полевая, дом 38);
– Первый и единственный в Рязани родильный дом с приютом для малолетних детей (с 1901 г.) – сегодня в этом здании располагается Министерство экономического развития и торговли Рязанской области (ул. Полонского, дом 7);
– Банк Живаго, в котором разместилась также городская дума и управа – сегодня здание занимает Правительство Рязанской области (ул. Ленина, дом 30).
Строительство в 1915 г. этого монументального, интересного в архитектурном плане здания, ставшего одним из самых примечательных строений Рязани губернского периода, явилось последним большим вкладом Банка Сергия Живаго в развитие города.
Банк С. Живаго просуществовал до декабря 1918 г. и был ликвидирован вместе со всеми кредитными учреждениями старой власти.
С.А. Живаго умер 3 августа 1866 г. в Москве и был похоронен в Покровском монастыре (район Таганки). Могила Живаго, как и все кладбище, не сохранилась, на этом месте в 1920 гг. был разбит парк.
В Москве дело С.А. Живаго, магазин и фабрику, унаследовал и успешно продолжал его племянник Василий Иванович Живаго (1828 1889). Потомки по этой линии проживают в Москве и сегодня.
Племянница Сергея Афанасьевича Надежда Ивановна Живаго, выпускница Училища живописи, ваяния и зодчества, была знакома с Леонидом Пастернаком, преподававшим в училище в 1890 гг. По мнению исследователей творчества Б.Л Пастернака, это стало одним из возможных мотивов появления литературного героя с фамилией Живаго в известном романе писателя. Однако некоторые фразы романа позволяют предположить, что фамилия Живаго, в силу известности магазина на Тверской, могла быть знакома писателю и безотносительно знакомства его отца с Н.И. Живаго: «Была мануфактура Живаго, Банк Живаго, Дома Живаго, способ завязывания и закалывания галстука булавкою Живаго…».
Так вот, уважаемые господа предприниматели, – делайте добрые дела для своих земляков и для города, и имя ваше будет запечатлено в истории!
Не в пример дельцам, желающим сегодня постоянно что-то «урвать» в ущерб простым жителям города: застроить сквер на Лыбедском бульваре, снести исторические здания 19 века, тем самым, лишив Рязанцев своих корней. Именно сейчас ряд застройщиков при содействии городских и областных властей пытаются изменить охранные зоны Рязани. Речь идет о градостроительных нормативах, ограничивающих новую застройку в историческом ядре города, и о новой застройке в заливных пойменных лугах, входящих в зону охраняемого природного ландшафта Рязанского кремля. Это именно те дали, которыми мы сегодня еще можем любоваться с набережной у кремля и которые мы рискуем потерять навсегда из-за корысти беспринципных «воротил» и коррумпированных чиновников.
Директор ООО «Северная компания» г-н Михайлов выступил заявителем этого нового проекта сокращения охранных зон, сделанного на средства застройщиков и по их техническому заданию. Проект, который может уничтожить историческую Рязань и который мы, граждане Рязани, не вправе пропустить.
Иначе грош нам всем цена, и о Живаго лучше не вспоминать!
Ирина КУСОВА,
кандидат исторических наук
Ирина КУСОВА