Идеолог рязанского кабельного телеканала хочет сделать революцию
Плохо у нас стало с телевидением – герои интернета вовсю отжимают аудиторию и рекламный хлеб даже у ведущих каналов, и вот уже Познер идет в гости к Дудю, а не наоборот. В провинциальной Рязани, где местное телевидение давно потеряло букву «т» в своем наименовании, все еще жестче. Лично я использую телевизор как монитор для компа, а местные каналы не смотрю от слова совсем. Разве на Ютубе что-то местное попадется…
Долго ждал, что появятся наконец местные влогеры и всерьез заявят о себе хотя бы в масштабах города. Но ждать устал, решил оглядеться по сторонам. И сразу нашел человека, лучше других подходящего на эту роль – по крайней мере, формально. Это Глеб ГАЛУШКИН, придумавший КТВР – кабельный канал, имеющий собственную студию, где он записал перед камерой десятки, если не сотни роликов с местными бардами, музыкантами, литераторами и просто неожиданными спикерами. Многие герои передач – законченные графоманы, но сам интерес к культуре не может не радовать, да и количество, если верить Марксу, грозит когда-нибудь перерасти в качество. Как раз по количеству выпускаемого контента Глеб сейчас – главное лицо рязанского телевидения, постепенно уходящего в Ютуб. А кому оно не нравится – могу предложить отправиться к окну, чтобы оглядеться вокруг.
Мне стало интересно, зачем молодой парень решил заняться таким неблагодарным делом – массово расспрашивать местных культуртрегеров про их житье-бытье. Сегодня Глеб Галушкин гость рязанской «Новой».
Глеб Галушкин с одной из гостей
– Глеб, расскажи, пожалуйста, что такое КТВР. И еще, пожалуй, вдогонку сразу еще один вопрос: можно ли, не покривив душой, назвать его полноценным телевидением?
– Давай сначала о буквах – это попроще. Наш телеканал, где я работаю редактором, называется «Кабельное телевидение Рязани». Так от первых букв названия и появилась аббревиатура «КТВР». Коллектив редакции уже привык так называть канал. Надеюсь, вскоре и рязанцы начнут нас узнавать.
У нас полноценный телеканал полного формата с вещанием 24 часа в сутки. Вещаем в кабельной сети, прежде всего в Московском, Железнодорожном районе и центре Рязани. А вот выйти в эфир с телебашни, как делали раньше местные каналы, после перехода на цифровое ТВ не представляется возможным – третьего мультиплекса не будет.
По-моему, вещать на весь город надо, имея довольно широкий круг телепрограмм, а не только выпуски новостей. Большое значение уделяем проектам, в которых принимают участие рязанские музыканты, артисты, поэты и певцы. В будущем, конечно, еще больше хочется расширить это направление. Сейчас работаем над созданием спортивной программы, есть в планах и ряд общественно-политических проектов. Правда, рязанская политика – это последнее направление, каким хочется заниматься.
В общем, хочется делать качественные, интересные вещи для горожан. «О Рязани для рязанцев» – такой девиз у КТВР.
– Интересно, кому пришло в голову, что можно не просто транслировать сигнал по кабельной сети, разбавляя это выпусками новостей, а оформить студию и начать делать собственный контент, встречаясь с представителями творческой среды города?
– Идея эта у меня была давно, готовились несколько лет. Я окончил Высшую школу телевидения журфака МГУ. Изучая рязанский медийный рынок, понял, что максимум сил надо направить на производство передач на рязанском материале и местными авторами. Есть в городе телеканалы, которые закупают контент в Москве, крутят фильмы лишь с вкраплением новостных выпусков и небольшой студийной беседы. Я сам почти пять лет проработал на таком канале и эта концепция мне не близка. Пока на КТВР большое число повторов, но все главные герои – горожане.
Для съемок подобрали помещение в Приокском микрорайоне, построили собственную студию – под телеканал переоборудовали целых два этажа. Сейчас, по-моему, у нас самый большой по площади съемочный павильон в городе. Строили долго, зато можно приглашать на съемку до 40 человек гостей и участников телешоу. Делать передачи с представителями творческой сферы решили по нескольким причинам. Главная – то, что КТВР создано как площадка для активных, инициативных горожан, которые могут высказать мысли и предложения по любым вопросам местной жизни.
Нынешняя ситуация в рязанском медиа-пространстве ничего, кроме недоумения, у меня не вызывает. Главными спикерами являются чиновники и пресс-службы ведомств, главной медиа-персоной – губернатор. А в городе вообще-то более полумиллиона человек живет. Что, среди них нет более интересных и талантливых людей, чем люди в серых пиджаках? Конечно, есть. Я считаю, главная задача рязанской журналистики дать им возможность высказывать свои мысли на широкую аудиторию. И пусть уже публика решает, говорят они правильные вещи или нет. Сейчас в эфире явный недостаток обсуждений, споров и дебатов по проблемам городской жизни – это остро чувствуется. Я местное телевидение смотрю только потому, что в этой сфере работаю. Вот в 1990-е годы в Рязани было телевидение – когда был пацаном, мы с родственниками специально собирались вместе, чтобы посмотреть субботний канал Валерия Майорова. А сейчас только новостные редакции остались. В общем, мне нынешняя ситуация в информационном пространстве Рязани крайне не нравится. Постараемся ее если не переломить, то сделать не такой вопиющей.
– В основном, в роли ведущего выступаешь именно ты. Интересно, понимаешь ли, что в новых реалиях занят не столько телевидением, сколько видеоблогерством, то есть пытаешься играть на поле Юрия Дудя и его продолжателей, либо выходящих таким же конвейером «Разведопросов» Дмитрия Пучкова и прочих вершин подобного формата? Кстати, на кого из героев Ютуба хочется быть похожим? Кто те люди, с которых хочется брать пример?
– Канал у нас небольшой. И каждый сотрудник – как товарищ Сухов, один взвода стоит. Я самый опытный, руководитель, с меня и спрос больше. Но это проблемы роста. Что касается деятельности Дудя или Гоблина, так это современный способ донесения информации, в первую очередь до молодой аудитории. Давно ведутся разговоры о смерти телевидения вследствие распространения интернета. Но 70 лет назад говорили о смерти театра из-за телевизора. Ну и что, сбылись такие прогнозы? Да, за последние десять лет число людей, получающих информацию через смартфоны, резко увеличилось. Люди не пользуются телевизором как прибором, а телепрограммы смотрят с большим удовольствием. Все знают, кто такие Соловьев, Киселев, Ксения Собчак и Андрей Малахов. Просто молодежь федеральное ТВ лет двадцать игнорирует как класс. Молодежные редакции разгромлены, музыкальные и спортивные в загоне. Представителям субкультур не дают слова. Итог – расцвет Ютуб-каналов, которые идут по тому же историческому пути, что прошло телевидение. Начиналось все как любительщина возле кирпичной стенки на зеленом фоне, а сейчас у некоторых большие студии, декорации, массовка и огромные бюджеты. И, опять же, погоня за рекламой, сенсациями и хайпом. Да, я с интересом слежу за Ютубом, смотрю много каналов, от информационных до развлекательных. Многое нравится, многое нет. Честно говоря, быть похожим ни на кого не хочу, но некоторые удачные приемчики постараюсь использовать в своей работе.
– Какими из сделанных передач особенно доволен?
– По складу характера я своей работой почти никогда не доволен. Вроде склеено добротно, а после монтажа постоянно вижу недостатки. Что касается творческих удач, то весь цикл программ «Человек культуры» считаю интересным. В ходе телебесед я познакомился с людьми, которые сохраняют культуру в нашем городе, узнал много нового. Также очень рад за цикл «Приокский музыкальный клуб». Летом смонтировали и выложили в сеть программу, состоящую из лучших песен наших гостей – получился двухчасовой концерт, можно посмотреть, зайдя на наши интернет-ресурсы. А музыкальную передачу «Альтернативный стиль» отправили в творческий отпуск. Осенью хотим ее перезапустить, сделать пошире, включить такие направления, как хип-хоп, рэп, диско и техно. Будем, конечно, приглашать и самобытных рязанских песенников, бардов. В сотрудничестве с автором-исполнителем Сергеем Колотовым выходила программа об авторской песне «Давай с тобой поговорим».
– Есть ли желание привлекать других ведущих, дальше расширять «ассортимент» выпускаемого контента? И, может, следует производить более жесткий отбор гостей, а то создается впечатление, что почти любой человек с улицы может попроситься на эфир и часами делиться «богатствами своего внутреннего мира», которые мало кому интересны? Вообще, есть в голове прорывные идеи, которые позволят заметно увеличить просмотры на Ютубе и на странице «ВК»?
– Продвижение в соцсетях, конечно, важно для таких небольших телестудий, как наша. Сейчас разрабатываем нескольких проектов, направленных на молодежь. Идей много, а вот воплотить их не всегда возможно. Что касается гостей, то от принципа «о рязанцах для рязанцев» мы никогда не откажемся. Наша студия открыта абсолютно для всех исполнителей. Причем, чтобы попасть на эфир, не обязательно играть на музыкальном инструменте, как «Виртуозы Москвы», или петь, как солист Большого театра. Главное – желание. Мы будем и дальше придерживаться такого подхода. Если вы по натуре созидатель и творец – милости просим, запись на КТВР гарантируем.
Многие критикуют нас за такой подход и говорят, что выступать на публике имеют право только «звезды». Я же по профессии журналист, а не эксперт-культуролог, и одно знаю четко – пресса должна работать для народа и доносить правду. Так пусть люди сами и определяют, на что и на кого им смотреть. Правда, может получиться, как в анекдоте: «Певец без голоса всегда найдет аудиторию без слуха». Но мы единственные в городе начали активно предоставлять телестудию рязанским артистам. И это нашло огромный отклик, причем не только в Рязани – к нам едут из Скопина, Касимова, со всей области.
– Какова для тебя конечная цель всего этого проекта? Повысить узнаваемость брэнда «КТВР»? Способствовать оживлению культурной жизни города? Расскажи, что тобою двигало и двигает.
– Занимаясь таким неустойчивым делом, как провинциальное телевидение, не стоит рассчитывать на баснословные доходы. Если бы жил ради денег, стал бы биржевым брокером. А так, мне нравится заниматься журналистикой. Встречаться с людьми, обсуждать с ними происходящие события, снимать видео, записывать звук, монтировать и выпускать программы. Если говорить о философии жизни, то, как и многие провинциальные интеллигенты, я заражен «местечковым патриотизмом». Может, не в такой форме, как наши краеведы, но уезжать из Рязани не намерен. Хочу, чтобы в городе становилось лучше и не только в культурной жизни, хотя, мне кажется, это основа. У нас слабо развита общественная жизнь, общественные движения. По сути, живут с городом и пытаются доносить и отстаивать свою позицию не более нескольких сотен человек.
Меня, как редактора КТВР, это не устраивает. Я не понимаю, почему жители так мало интересуются происходящим в Рязани. Им почему-то интереснее смотреть видеоконтент федеральных СМИ, включая интернет-блогеров. По-моему, значительно важнее знать, что и почему происходит на улице, где живешь, в твоем дворе, твоем городе. Когда горожане занимают активную жизненную позицию и журналисты их дела освещают – получается слияние энергии, которую можно потратить на полезные для всех дела. Вот основная цель КТВР – сформировать площадку, куда неравнодушные рязанцы могут придти высказаться и их услышат другие горожане.
Собственно, желание созидания и является главным двигателем в работе. Хочу, чтобы в Рязани жизнь была удобной, комфортной, интересной. Если перефразировать Суворова, могу сказать так: «Я рязанец, какой восторг!»
Анатолий Обыдёнкин