Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№38 от 5 октября 2017 г.
Бейте моего ребенка. Только тихо
 Волна школьных драм, захлестнувшая Россию, показательный тест на вменяемость учителей и родителей

В брянской школе учительница отчитала подростка за репост записи о митинге против коррупции «Он вам не Димон». Полиция забрала его прямо с урока, классная руководительница и директор тоже «поддали жару». 

В одном из лицеев Владивостока выпускника собрались отчислить за два значка Навального, которые тот принес в школу. Директор, классная руководительница и инспектор по делам несовершеннолетних абсолютно серьезно называли парня преступником, угрожали заключением под стражу и тюрьмой, приравняли значок к нацистской символике. Заверили, что ни в какой университет он уже точно не поступит. 

Дело только в Навальном? Ни в коем разе. 

В Санкт-Петербурге педагог начальных классов написала на лбу второклассника слово «Дурак» только за то, что мальчик нарисовал на руке «татуировку». Учительницу уволили, но родители вступились за нее, а дети теперь травят и так уже униженного ребенка. 

Под Рязанью учительница математики излупила подростка журналом по голове и рукой то ли по лицу, то ли по руке, закрывающей лицо. Ситуация аналогичная: взрослые заступаются за уволенного педагога.

Что происходит в наших школах? Не пора ли все стены украсить плакатами с надписью: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»?

Сегодня он играет джаз…

Середина восьмидесятых, рязанская среднеобразовательная школа. Мальчишка пришел на уроки в мятом, исчерканном ручкой пионерском галстуке. Еще его нестриженые волосы торчали в разные стороны. Учительница начала позорить пацана, угрожать исключением из пионеров. Школьник сорвал галстук и швырнул его на пол. Ему было наплевать и на галстук, и на пионерию в целом, потому что дома вечно пьяный отец постоянно пропивал зарплату и избивал мать, его самого и младшего брата. Матери было не на что сводить в парикмахерскую сына, и не дошли руки погладить галстук. А младший брат изрисовал его. Впрочем, не в этом суть.



Но на «товарищеском суде», который назначили без разбирательств и промедления, все выглядело иначе. Мальчика «назначили» предателем Родины, не достойным носить на шее «частичку Красного знамени». Забыли или вовсе не понимаете, что это? А это то же самое, что и современная «скрепа».  

Зрелище было безобразное. На задних рядах в актовом зале смеялись, на передних ужасались и наигранно ахали, а пацана показательно «казнили». И никто не вступился, хотя многие знали, что творится у него дома и откуда появились «узоры» на галстуке. Просто потому, что одни не захотели оказаться на его месте, а другим элементарно нравилось судить. 

К чему это? Да просто «крепкий и нерушимый» Советский Союз развалился спустя пару лет после безобразного судилища, и мальчик в мятом галстуке был абсолютно ни при чем. Педагоги побежали сдавать партбилеты и писать конспекты для уроков на тему свободы, гласности и демократии. Учителям истории пришлось несладко: вчера вещали одно, сегодня нужно говорить совсем другое? Но они справились. Портреты Черненко сменились портретами Горбачева, красные галстуки – турецкими мохнатыми шарфами. О советской пропаганде забыли на годы и годы. О ней слагали анекдоты, смеялись, и никто не мог подумать, что совсем скоро все вернется. 

Те ученики стали теперешними учителями. Они не сделали никаких выводов, они снова стращают, запугивают, угрожают все той же «детской комнатой милиции», «плохой характеристикой» и «перекрыванием пути к нормальному будущему». 

Случаи с постом в Сети о митинге против коррупции и значками Навального отправляют нас прямиком в коммунистическое прошлое. Сразу вспоминается легендарное: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Парень призвал выйти на митинг против коррупции – то есть, по мнению педагогов, с ней надо мириться? Другой заинтересовался предвыборной программой Навального – а разве, согласно Конституции Российской Федерации, президентом не может стать любой россиянин, достигший 35-летнего возраста? Получается, педагоги выступили за коррупцию и против Конституции? И у кого в данном конкретном случае не должно быть будущего?

Ироды, наглецы, беспредельщики!

Представьте, что вы – второклассник. К вам подходит учительница и на виду у всего класса выводит ручкой: «ДУРАК». Или семиклассник, и в ответ на вопрос о времени вас лупят по голове журналом (или учебником – источником знаний). Как бы дальше ни повернулась ситуация, вы – уже изгой. Либо как униженный дурак, либо как «стукач», который подставил «хорошего, но просто вышедшего из себя педагога». Именно так рассуждают коллеги и родители. «Сейчас не дети, а уроды, самодовольные наглецы!», «Беспредельщики, им все можно, да еще не тронь их!», «Раньше розгами лупили и имели самое великое государство, самых бесстрашных солдат!», – реальные комментарии из социальных сетей. 

Але, гараж! Вы о ком так? Это же ваши дети! Вы согласны, чтобы ваших детей хлестали розгами, чтобы они стали настоящими солдатами? Или это снова лживая пропаганда, за которой скрывается только одно: «Ну, мой-то не станет пушечным мясом, как-нибудь выкрутимся (откупимся, сделаем инвалидность, отправим за границу – нужное подчеркнуть)»?

К слову об унижении. Это счастье, что никому из вышеперечисленных детей не пришло в голову свести счеты с жизнью. От чувства неполноценности, непонимания, одиночества, безысходности. А могли бы, и пресловутые «синие киты» и «газовые феи» были бы ни при чем. 

В этих громких скандалах странным кажется и поведение родителей. Вместо того чтобы защитить собственное чадо, все услышали: «Учитель не виноват, это дети сейчас такие, любого взрослого доведут». Если перевести с иносказательного на общедоступный язык, то будет выглядеть примерно так: «Да бейте моего ребенка, делайте, что хотите, только тихо, чтоб никто не узнал». Боязнь публичности, выделения из толпы отбил даже материнский инстинкт? «Бог терпел и нам велел»? 

Для учителей, которые в последнее время привлекли к себе внимание журналистов и не только, нашлось множество оправданий: нагрузка у них большая, зарплата маленькая, дети неуправляемые. Поэтому им как бы можно запугивать подростков из-за их убеждений, лупить журналом и писать на лбу. В воспитательных целях. Напрашивается вопрос: а почему родители в своих комментариях выписали индульгенцию на унижение своих детей только учителям? А как же быть с врачами, продавцами, кондукторами – среди них, вероятно, тоже встречаются хорошие люди с низкой зарплатой? Спросил пацан в магазине сигареты – хлоп ему по губам! Забыл проездной – получай кондукторской сумкой по голове, чтоб память крепче была. Наелся мороженого, заработал ангину, пришел отвлекать доктора от написания сотен отчетов? По шеям, по шеям ему! И о каждом случае можно будет сказать, что «в воспитательных целях, сам ведь довел взрослого человека до нервного срыва». 

Можно бесконечно долго спорить о многообразии воспитательных и образовательных методов, можно рассуждать о тяготах и стрессах современной жизни. Можно говорить о том, что нет у педагогов инструментов, при помощи которых возможно осадить совсем «отбившихся от рук». Вот только бить, оскорблять и унижать детей, которые заведомо слабее и зависимее – нельзя «от слова совсем». В школе унизили, дома «добавили за дело» – что остается? К тем самым «синим китам», которые поймут, поддержат и подтолкнут к краю бездны?
 
С детского сада нам втолковывают, что школа призвана «сеять разумное, доброе, вечное». Мы давно не вдумываемся в эти слова, но они такие правильные. Разумное – это нахождение мирных компромиссов в любых ситуациях. Доброе – то есть отсутствие негатива, злобы, страха, желание помогать и поддерживать, выяснять и давать советы. Вечное – любовь к детям, знаниям, науке, уважение свободы выбора. 
 
Будь именно такой, школа. Пожалуйста.
 
Екатерина ВУЛИХ