Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№38 от 5 октября 2017 г.
Один монолог и 230 карандашей
 Два театра Рязани начали новый сезон с юбилейных вечеров

Юбилей – событие приятное. А когда круглые даты еще и красиво совпадают, это особенно завораживает. 80 лет назад была образована Рязанская область. Одновременно в областном центре был открыт Театр юного зрителя. И в тот же год родилась актриса Римма ЧЕКАНОВА, которую судьба привела именно в эту область и именно на эту сцену. А за всем происходящим с высоты своей двухвековой истории «наблюдал» Рязанский театр драмы, вступивший в 2017 году в свой 230-й сезон. Юбилей актрисы Риммы Чекановой и юбилей театра драмы поклонники Мельпомены отметили на прошлой неделе один за другим: 28 и 29 сентября, соответственно.

Четыре по двадцать

Судя по природной элегантности, королевскому достоинству и безукоризненному стилю она могла появиться на свет, скажем, в окрестностях Фонтенбло…

Но местом ее рождения стало село Большое Нагаткино Ульяновской области. Временем – непростой 1937 год. Детство пришлось на Великую Отечественную войну. Голод, бедность, лишения, безотцовщина. Отец ушел на фронт, отставив мать одну с шестью детьми. Старшему было 12 лет, младшему – полтора месяца. Семья жила глубоко в тылу, за Волгой, все тяготы военных будней легли на плечи женщин-солдаток. «Вдовы России – вот, кто дает мне силы жить», – и сейчас признается Римма Чеканова.

Изнуряющая работа вытягивала последние силы. Все мысли матери были лишь о том, как сохранить и накормить детей. Имущество, нажитое до войны, было продано или обменяно на еду. Простую затируху из муки, которую из эмалированного таза ели наперегонки всей большой семьей, актриса вспоминает как самое любимое лакомство. А гула самолетов боится… Боится до сих пор…

Отец с фронта не вернулся. Его не стало 14 февраля 1943 года под Краснодаром. Место его гибели много лет спустя нашел и посетил внук Геннадий, сын Риммы Ивановны. Поклонился, почтил память деда, и, полагаю, наверняка мысленно рассказал ему, как сложилась судьба его дочери Риммы…



«Мечтать о театре мне было страшно», – вспоминает о своих детских ощущениях юбилярша. Многодетная семья, пять хулиганистых братьев, а матери в одиночку надо было всех поставить на ноги. Какой уж тут театр!.. Но мысли о нем не оставляли. Приходили вместе с призрачным образом «девушки в белом платье» – такое неизгладимое впечатление произвела на будущую актрису великолепная Галина Григорьева, исполнившая роль Маши в фильме «Дубровский» (его «крутили» в сельском киноклубе). Волновали прекрасными голосами Сергея Лемешева, Ивана Козловского: оперу, сидя у радиоприемника, она могла слушать часами. И мечта стала явью.

В соседнем Ульяновске располагалось культпросветучилище, отличавшееся мощнейшим педагогическим составом: военными ветрами в этот город забросило много педагогов и артистов из Ленинграда. Высокообразованные, интеллигентные люди – они смогли разглядеть в маленькой сельской девочке потенциал серьезной, глубокой актрисы. Римма Чеканова училась взахлеб, проводила в училище дни и ночи. И из середнячка, какой была всегда, стала круглой отличницей. По окончании училища в 1957 году ей – единственной! – дали направление в Ульяновский драмтеатр. Здесь и начался ее актерский путь, который продолжается вот уже 60 лет!

В жизни Риммы Чекановой театров было не много. Первые роли сыграны в Ульяновском областном драматическом театре. Затем по приглашению Бориса Наравцевича, тогда одного из лучших в стране режиссеров детских театров, она переходит в Астраханский ТЮЗ, где остается на девять лет. И вслед за тем же Наравцевичем в 1969 году приезжает в Рязанский ТЮЗ, верность которому хранит уже почти полвека.

После богатой нарядной Астрахани Рязань поначалу не произвела на актрису впечатления: маленькие приземистые домишки, дым из труб, неприятный запах из речушки Лыбеди. Да и театр, хоть и старинной постройки, напрягал извилистыми переходами и низкими потолками. Но работа затянула!.. Годы полетели один за другим. Одна за другой пошли и роли. К сегодняшнему дню их количество подбирается уже к сотне!

Не все среди них главные, но в исполнении Риммы Чекановой даже состоящая из одной-единственной фразы роль становится событием. Как это было в легендарном спектакле Рязанского ТЮЗа «Клоп», показанном в восьмидесятых на сцене столичного «Ленкома». У Чекановой там был только один выход. Но коронную реплику: «Бюстгальтеры на меху!» – вспоминают до сих пор.

…Все жизни, прожитые на сцене, по сути составляют одну большую пьесу, которую «пишет» эта замечательная актриса одним своим существованием. Ее непростая, но богатая на события и эмоции жизнь – это игра, срежиссированная Судьбой. Монолог, идущий от сердца.

«Монолог актрисы» – так назывался юбилейный вечер Риммы Чекановой, отмеченный в Театре на Соборной 28 сентября. Вышла на сцену изящная хрупкая женщина, с лучистыми глазами, с ангельским ореолом белоснежных волос. И хрустальным (как на старинных грампластинках) голосом рассказала о своей жизни. Без пафоса, без наигрыша, с доброй иронией и подкупающей откровенностью.

В этот монолог естественно и гармонично вплелись отрывки из пьес, в которых она сейчас занята: «Детство 45–53: а завтра будет счастье» Улицкой, «Маленькая бабушка» Ольшанского и «Гроза» Островского. «Ко двору» в монологе пришлись и гости. С поздравлениями к любимой актрисе обратились представители регионального министерства культуры и туризма, депутаты областной и городской думы, коллеги по цеху из театров кукол и драмы, сын и внучки-красавицы. Рязанское отделение Союза театральных деятелей в лице председателя Константина Кириллова и его зама Екатерины Вологжаниной посвятили ей целую оду, не поленившись и найдя огромное количество рифм к имени «Римма»: незаменима, непостижима, неудержима и, конечно, любима!

Итог же вечера подвела сама Римма Чеканова, завершив свой монолог главной театральной заповедью: «Терпи и веруй, если хочешь быть актрисой!»

Два по сто и тридцать

Без лишнего официоза обошелся 29 сентября и Рязанский театр драмы, ограничившийся лишь одним торжественным выступлением: новоизбранный губернатор Рязанской области Николай Любимов вручил все полагающиеся по случаю награды и пообещал стать верным зрителем театра (как минимум на один срок).

Ну а дальше организаторы праздника сделали почти невозможное, вместив 230-летнюю историю театра в одно яркое, запоминающееся зрелище. Взяв старт в 1787 году, к которому относится первое упоминание об «Оперном доме», действие прокатилось через века, революции, войны, оттепели, перестройки и миллениумы. История театра предстала в неразрывной связи с историей страны, вобрав и отразив все ее «взлеты и падения». Менялись эпохи, менялись времена и нравы – и все это находило отражение в номерах и спектаклях, отрывки из которых сложились в единую программу.

Историю «Оперного дома» напомнили своим выступлением продолжатели традиций – артисты Музыкального театра. Дореволюционная эпоха предстала в сценах из спектаклей «Горе уму» по Грибоедову, «Бешеные деньги» и «Правда хорошо, а счастье лучше» по Островскому. Настроения 1917 года передала поэзия Есенина в постановке «Поезд в страну негодяев». Отрывок из «Судьбы человека» по Шолохову «перелистнул» горькие страницы Великой Отечественной войны. А новые времена ознаменовал хлесткий слог Леонида Филатова в «Опасных связях».


Не стали впадать в патетику и гости праздника, преподнеся вполне практические подарки. Театр на Соборной устроил настоящее рождественское шествие (зима, как известно, близко) и порадовал увесистым шматом сала и бутылкой неизвестного содержания. А коллеги-кукольники достали из закромов рубанок, который театр драмы подарил им на предыдущий юбилей. И «настругали» в ответ 230 карандашей! А «коробка с карандашами» может таить все, что нафантазирует творческая душа: роли, сценарии, бухгалтерские отчеты, идеи гастролей, эскизы и партитуры, а также автограф министра культуры…

Финальный же аккорд выдала неподражаемая тройка любимых артистов: Наталья Паламожных, Юрий Борисов и Александр Зайцев. В своем «капустнике» они выразили давнюю боль всего театра драмы – ярмарки выходного дня. «Ярмарка у театра – это хорошо, – довольно констатировали их герои-продавцы. – Ветер в спину не дует!»

Но завершить обзор юбилеев хочется другим диалогом, прозвучавшем все в том же «капустнике»:

– Есть у них в театре народный артист…
– Это его звание?
– Нет, жизненная позиция!

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
 
Вера НОВИКОВА