Заметный рост
По данным Росстата, с начала года по август стоимость бензина на АЗС выросла на 7,4%, дизеля – на 4,7% при инфляции 3,7%. Как следует из опросов фонда «Общественное мнение», на заметный рост цен на бензин обратил внимание 41% из 1,5 тыс. опрошенных (по состоянию на 10 сентября).
Фото: Андрей Бикбаев / ТАСС
Год назад на растущие цены на бензин жаловались 23% респондентов. По данным Аналитического центра НАФИ, около 38% из почти 4,9 тыс. респондентов (включая тех, у кого нет автомобиля) сообщили, что за последний год цены на бензин и дизельное топливо увеличились «очень сильно». В то же время среди тех, кто водит автомобиль и следит за стоимостью топлива, о сильном росте цен заявили около 56% опрошенных. Для каждого пятого автовладельца, отвечавшего на опрос НАФИ, увеличение расходов на бензин, ремонт и автозапчасти даже на 10-20% может стать поводом отказаться от поездок на личном авто. При этом больше всего тех, кто отметил сильный рост цен на бензин, живут в Приволжском и Южном федеральных округах: свыше 40% от всех опрошенных или же около 60% от тех опрошенных, у которых есть автомобиль.
Логично – это районы, где спрос на топливо сейчас по вполне понятным причинам на максимуме, плюс пришла пора уборки урожая. А уж потом дефицит топлива «покатился» к центру страны.
Предложение, от которого нельзя отказаться
21 сентября правительство ввело временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива – «для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке».
Стабилизировать топливный рынок в России способна корректировка налогового маневра, заметил по этому поводу глава Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. По словам парламентария, которые цитирует РИА «Новости», запрет на экспорт топлива из страны может продлиться «максимум на месяц», иначе на рынке возникнет топливный дефицит из-за остановки НПЗ, столкнувшихся с убытками.
Что имеется в виду? Объем производства всех нефтепродуктов оценивается в 280–290 млн тонн, а экспортируется примерно половина (140 млн тонн) – то есть дизель и бензин занимают до 45% в структуре экспорта нефтепродуктов из России. Поскольку за рубеж идет примерно каждая вторая тонна, то запрет экспорта дизеля приведет к тому, что его некуда будет девать в таких объемах в самой России. И значит, если экспортировать дизтопливо так и не разрешат, то внутри страны оно сбыта не найдет.
Дело здесь даже не в ценах, а в физическом объеме топлива, нужного российскому транспорту.
28 сентября вице-премьер Александр Новак собрал внеочередное совещание с представителями нефтяных компаний по внутреннему рынку нефтепродуктов.
Нефтяников предупредили: после запрета экспорта нефтепродуктов цены на бирже снизились, «…ожидаем трансляцию снижения этих цен на мелкооптовый, розничный сегменты, а также для сельхозтоваропроизводителей. Рост цен недопустим. Если ситуация не изменится, будут приняты жесткие регуляторные меры…» – говорится в официальном сообщении.
«Федеральной таможенной и налоговой службам поручено контролировать выполнение запрета на экспорт бензина и дизельного топлива, портовые приграничные базисы будут закрыты для его вывоза, хранящееся в цистернах топливо отправлено на внутренний рынок», – заявило правительство РФ.
По итогам встречи пресс-служба вице-премьера сообщила, что «снижение цен в рознице должно произойти в ближайшее время. Объем биржевой реализации топлива не должен снижаться до достижения баланса спроса и предложения на внутреннем рынке».
А уже 29 сентября на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) появилось сообщение о том, что региональные управления ФАС начали возбуждать дела против компаний за продажу бензина по повышенным ценам.
«УФАС России <…> возбудило дело против компаний, которые реализовывали моторное топливо с нефтебаз по завышенной цене», – отмечается на сайте антимонопольной службы. Антимонопольные дела были возбуждены Белгородским, Ростовским, Ставропольским, Краснодарским и Дагестанским управлениями.
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС
«Запрет экспорта бензина и дизельного топлива из России продлится столько, сколько нужно, чтобы обеспечить стабилизацию внутреннего рынка», – сообщил журналистам вице-премьер РФ Александр Новак в кулуарах Валдайского форума.
В общем, правительство сделало бизнесу предложение, от которого нельзя отказываться. «Наша ключевая задача в том, чтобы цены на заправках в течение года росли на уровне не выше инфляции», – сообщил Новак. А официальная инфляция ожидается на уровне 6%.
А что случилось?
Казалось бы, в условиях проблем со сбытом российской нефти и нефтепродуктов, попавших под ограничения на внешнем рынке, на внутреннем рынке с предложением бензина и дизельного топлива проблем быть не должно. Тем более что демпферное регулирование – механизм уравнивания выгодности экспорта моторного топлива и его продаж на внутреннем рынке – работает в России с 2019 года.
Но правительство, озабоченное перераспределением средств в интересах «выполнения задач», решило с 1 сентября сократить выплаты нефтяным компаниям по демпферу вдвое, и если в прошлом году объем выплат по демпферу составлял 2,2 триллиона рублей, то в текущем заложено на триллион меньше.
Нефтепереработчики ответили делом – ускорив операции по вывозу моторного топлива в те страны, где этот российский экспорт еще готовы принимать. Поскольку европейский рынок сбыта нефтепродуктов для РФ закрыт, с 2023 г. поставляют значительную часть экспорта (примерно треть) в Африку и страны Ближнего Востока с существенными скидками, доходящими до 35-40% от мировых цен. Раз цены ниже – надо поставлять больше. Значит, на внутреннем рынке возникает дефицит, вот и с апреля соответственно оптовые (биржевые) цены на моторное топливо на внутреннем рынке пошли в рост.
Сейчас запрет на экспорт с точки зрения внутреннего рынка нефтепродуктов должен стабилизировать рынок и достаточно быстро привести к профициту (в первую очередь – по дизельному топливу) в пределах одного месяца.
И все-таки с демпфером и налоговым маневрированием – что-то не так. Допустим, ограничения продлятся месяц, но тогда речь пойдет о выбытии около 4 млрд долларов валютной выручки – а это, мягко говоря, не на пользу курсу рубля.
И вот тут, скорее всего, ситуация с бензином иллюстрирует более глубокую проблему – накопление межотраслевых дисбалансов. Интересы разных отраслей и разных производителей все больше входят в объективное противоречие.
Правительству одновременно нужно решить слишком много проблем: накачка определенных секторов экономики деньгами провоцирует рост цен на нефтепродукты, потребители недовольны – давайте нажмем на производителей, заставив их отказаться от внешнего рынка в пользу внутреннего. Но это сокращает валютную выручку – потребители опять недовольны курсом рубля, значит, надо увеличивать продажи валюты. А где ее взять? Надо наращивать экспорт. А что тогда делать с дефицитом нефтепродуктов внутри страны?
Пока правительство справляется с управлением экономикой рыночными методами. Но чем дальше, тем больше будет расти желание применить методы нерыночные.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
А вы разве не заметили, что зарплата уже, как 15 лет назад?