Когда начинается переход, чтобы не потеряться в его потоке, важно знать: откуда, куда и зачем. Физически все понятно. Откуда: Санкт-Петербург, галерея фотографии Zerno. Куда: Рязань, музейно-выставочный центр «Фотодом». Зачем: коллективная выставка «Переход», объединившая работы 15 питерских авторов, резидентов галереи.
Метафизически сложнее. Откуда: из трехмерного (реального или ментального) пространства. Куда: на двумерную плоскость. Зачем? Ради встречи проекций и образов – и непредсказуемости результата!
Выставка «Переход» – это попытка осмыслить особое течение, образовавшееся (а может, и давно существующее) в бескрайнем фотоокеане. На афише – полтора десятка авторов. У каждого свой путь, свое видение фотографии и свой принцип создания изображения. Но даже в броуновском движении искусства вдруг наступает момент, когда осознаешь, что все идут в ногу.
Свою объединяющую идею питерские «переходцы» постулируют в манифесте: «Мы утверждаем равноправие всех неизбежных трансформаций. Мы используем в своем творчестве разные трансформации изображения. Каждая фотография это – встреча проекций внешнего Мира и мыслимых образов автора».
Сам манифест, естественно, трансформировавшийся из слов в визуальный объект, также представлен на выставке. Собранный и склеенный из бумажных обрезков, обрывков строк и отдельных букв, он напоминает анонимные письма, которые подкидывают людям в детективных историях. Когда, распечатав конверт, понимаешь, что час икс пробил. Переход начался.
Для себя авторы выставки этот процесс соотносят с началом пандемии: «как было, не будет никогда». Экспозиция составлена из работ, которые создавались в течение последних трех лет. В марте 2020 года мир нацепил маску, обработал руки антисептиком и ушел на очередной виток трансформации. Двери захлопнулись. И люди оказались в состоянии внешней и внутренней изоляции.
Но чем плотнее сжимается и чем страшнее изменяется привычная реальность, тем шире раздвигаются границы творческих миров.
Пустынная «Гиперборея» Александра Татаренко, созданная «сверхскоплением» кадров «Ланиакея» Александра Саватюгина (до нескольких сотен фотографий, тщательно смонтированных в одной работе!), «Океанида» Дмитрия Провоторова, стирающая грань между живым и искусственным… Эти вымышленные миры могут достигать такую степень фантастичности, что начинают восприниматься как вполне правдоподобные. Или же, наоборот, при мимолетном взгляде производить впечатление обычной бытовой фотографии, да еще неумело и случайно кем-то раскрашенной, а при долгом всматривании затягивать в свое странное, внезапно остановившееся время (Алексей Савкин, «Последний день августа»).
Александр Саватюгин. Из цикла «Ланиакея»
Дмитрий Провоторов. Из серии «Океанида»
Фотографии «переходного периода» живые, дышащие. Они приглашают присесть в шезлонг и разобрать снимки из отпуска в старом чемоданчике (Ник Инфантьев, «Вспоминая море»). Они могут рождаться прямо на глазах у публики, темнеть и непрерывно видоизменяться в режиме реального времени (Сергей Щербаков, «Малиновка – II. 24.04.2022»). А могут проявляться в воображении зрителя как в ванночке с реактивом, когда, проходя десятый раз мимо «Карусели» Алексея Лапардина, ты вдруг все-таки ее видишь! Во всем великолепии скорости, света и детской радости!
На переходе не действуют привычные правила. Остановись мгновенье? Отнюдь, мчись дальше. А может, исчезай. Денис Фонтанов создает «Портреты скорости», а Евгения Кроль погружает в состояние «Затмения», которое неотвратимо наползает, нагнетается, гипнотизирует... И кажется, что времени вообще не существует.
Денис Фонтанов. Из цикла «Портреты скорости»
Евгения Кроль. Из цикла «Период стагнации»
А существуют инопланетные «Гости» Александра Черногривова, «Серебристый бульвар» Сергея Егорова, проступающий через зернистый цифровой шум, чувственный «Эстезис» Анны Величко, каждым своим пикселем, протестующий против холодного, рассудочного отношения к жизни.
Александр Черногривов. Из цикла «Гости»
Анна Величко. Из цикла «Эстезис»
В поисках желаемого эффекта искажений авторы используют, пожалуй, все возможности технологии и химии фотопроцесса. Но каким бы виртуозным не был инструментарий, вопрос «как?» оказывается вторичным. Важнее, что в результате. В цикле Александра Смирнова «Условные рефлексы. Исторический портрет» сложные оптические фильтры – лишь способ вытащить на поверхность саму суть исследуемого персонажа или события. Печать на бетоне Алисы Гиль словно противопоставляет грубую фактуру и внушительный вес работы ее «тонкому» содержанию.
Александр Смирнов. Из цикла «Условные рефлексы. Исторический портрет». «Черчилль. Мускулы мира»
Алиса Гиль. Из серии «Борьба в душе». Печать на бетоне
Неожиданный итог всем технологическим изыскам подводит Игорь Брякилев, снимающий пинхол-камерой (фотографический аппарат без объектива, роль которого выполняет малое отверстие): «Фотография – это способ смотреть, а не делать красивые картинки. Сама картинка – это побочный продукт, к сожалению, необходимый. Как бы счастливо я жил, если бы можно было не фиксировать фотографию!»
Но пока возможность счастливо жить и наслаждаться «побочным продуктом» есть у рязанских зрителей. И это, пожалуй, самое важное на этом этапе перехода.
Выставка «Переход» работает в Музейно-выставочном центре «Фотодом» (ул. Почтовая, 58) до 12 октября.
18+
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Наши страницы в соцсетях