Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 5 декабря 2013 г.
Выбор без выбора
Стартовало интернет-голосование по кандидатуре уполномоченного по защите прав предпринимателей в Рязанской области


 
Проголосовать можно с 4 декабря на сайте областного Минэконома (mineconom.ryazangov.ru). Чиновники выдержали значительную паузу, вероятно, чтобы подготовиться к интернет-выборам. А как у нас организован выборный процесс и особенно подсчет голосов – все смогли убедиться на последних «выборах» в Рязанскую городскую Думу. Поэтому, прежде чем выставлять кандидатуры на суд общественности (а, как известно, общественность в Рязани почему-то занимает противоположную от власти позицию), необходимо чиновникам самим определиться с вопросом, кто должен победить в этом конкурсе и за чью кандидатуру нужно «накликать» больше других. Тем более что и стараться особо не придется: в прямом режиме результатов голосования не видно.
 
Угадать заранее
 
Вопрос осложняется еще одним нюансом. После утверждения кандидатуры бизнес-омбудсмена губернатором Рязанской области этого кандидата еще должен утвердить федеральный уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. А по недавней сложившейся практике мы видим, как уже пять кандидатур, предложенных губернаторами других областей, были отклонены федеральным омбудсменом, к которому весьма прислушивается президент Путин В.В. Может возникнуть конфуз, когда губернатор Ковалев, и так имеющий плохие позиции, заявляет кандидата, волочащего за собой «некрасивый шлейф», и получает публичный отказ со стороны федерального престола. Это будет еще одним имиджевым уколом и поводом к размышлениям о том, что рязанский губернатор тесно якшается с теневыми игроками из лихих девяностых.
 
Чем же вызван такой повышенный интерес к этой еще непонятной должности – уполномоченный по защите прав предпринимателей? Дело в том, что на фоне надвигающейся реформы судебной власти бизнес-омбудсмен в регионе будет иметь эксклюзивное оружие – полномочия приостанавливать действие судебных решений. Скажем, некий Басманный суд решает посадить очередного Ходорковского – а этот омбудсмен вправе высказать свое веское «фи» и дело «застопорить». Очевидно, что этой должностью всерьез должны заинтересоваться «бизнесмены», не совсем чистые на руку, которым будет весьма кстати дополнительная «крыша» для подстраховки сомнительных операций.
 
Трудности биографии
 
То, что нужно рисковому, грешащему перед законом бизнесу – это понятно. А что же нужно власти от этого бизнес-омбудсмена? Очень просто – нужна полная его подконтрольность. А это может быть обеспечено в случае, если человек является «замазанным» или, как говорят, «с хвостами»: серыми и прочими темными пятнами в его прошлом, имиджевыми, а лучше – уголовно наказуемыми. Да, еще при этом омбудсмене планируется создание некоего центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» – а это уже серьезно может помешать «пилить» государственную собственность междусобойчиком. В общем, этот омбудсмен должен быть 100% на коротком поводке.
 
Получается, что критерии отбора кандидата на уполномоченного по защите прав предпринимателей у власти и у теневого бизнеса – одни и те же. На этом фоне по городу пробежал слух о том, что за эту должность уже якобы «занесли» денег. Но это всего лишь пустые слухи…
 
Попробуем разобраться при более подробном рассмотрении кандидатов.  
 
Застройщик Солотчи


 
Михаил БАТЬКОВ, до недавнего времени исполнявший обязанности председателя Контрольно-счетной палаты г. Рязани – за него молвили слово сразу две общественные организации: Рязанская торгово-промышленная палата и Рязанская ассоциация экономического сотрудничества предприятий. Причем ТПП во главе с Татьяной Гусевой весьма внезапно поменяла свою позицию. А уважаемого доселе Александра Рольгейзера, уже утвержденного как кандидата на этот ответственный пост от торгово-промышленной палаты, обескуражила своим решением подчиниться некой «высшей» власти, которая таки навязала ей господина Батькова.
 
«Должен обладать безупречной репутацией» – этот критерий отбора бизнес-омбудсмена, прописанный губернатором в распоряжении о порядке его избрания, не совсем играет в пользу г-на Батькова, которого, в том числе, упрекают в хищнической застройке Солотчи и припоминают ему ЖК «Паустовский», построенный там согласно проектной декларации как база отдыха. А покупателям и будущим жильцам «Паустовского» обещается рязанская прописка (на базе отдыха?) – для этого еще предстоит тесно «посотрудничать» с местной и региональной властью. В Генплане Рязани уже появилось новое понятие, специально разработанное для Солотчи – «апартаменты», что-то вроде гостиницы с кухней, остается еще найти лазейку для оформления прописки. Если получится – то открываются заманчивые перспективы по расширению зоны «апартаментов» в Солотче за счет застройки пионерлагерей, санаториев и баз отдыха.
 
Эксперты рязанской закулисы трактуют появление Батькова на площадке по защите прав предпринимателей как попытку неких подозрительных сил подмять под себя новую  «государеву крышу».
 
Кандидат с душком


 
Другой кандидат в бизнес-омбудсмены, выдвинутый Рязанской «Деловой Россией», Александр РОЛЬГЕЙЗЕР, также является опытным лоббистом с многолетним стажем. Общественное мнение помимо лестных отзывов о нем склонно упрекать г-на Рольгейзера в том, что, будучи депутатом Рязанской областной Думы и Председателем Комитета по экологии и природопользованию, он прикрывал экологические выбросы кожзавода, в перечень отходов которого входит и 6-валентный хром, вызывающий у человека серьезные заболевания.
 
Да и в целом областная Дума вместе с профильным экологическим комитетом, возглавляемым г-ном Рольгейзером, не сильно радеет за чистую окружающую среду в регионе, а другими словами – бездействует, пока СМИ пестреют репортажами о выбросах вредных предприятий и угрозе, исходящей от полигона промышленных отходов в Турлатово. После ухода Рольгейзера с поста руководителя кожзавода стали говорить о разрыве пунктуального немца с группой «Инвест» и возможной смене вектора в деятельности Александра Александровича. Но в целом этот кандидат в бизнес-омбудсмены остается на сегодняшний день «темной лошадкой», в том числе и для действующей власти.
 
Выпавший патрон


 
Еще один скандальный кандидат на пост уполномоченного по защите предпринимателей – Людмила КИБАЛЬНИКОВА, председатель рязанского отделения «Опоры России», которое, собственно, ее и выдвинуло. В свое время Людмила сменила на этом посту депутата облдумы Михаила Крылова.
 
Дама эксцентричная, амбициозная и своевольная, идущая напролом и получившая при этом покровительство в федеральной «Опоре».
 
Сама себя любит называть «человеком обоймы», на пропутинских митингах, куда обычных людей сгоняют силой, готова с трибуны сорвать глотку в поддержку существующей власти.
 
Людмила была назначена губернатором Ковалевым своим советником на общественных началах по защите прав предпринимателей по Рязанской области, на этом посту вроде бы развернула активную работу. Громким делом стал «наезд» Кибальниковой Л.В. на руководителя УФНС по Рязанской области в связи с участившейся практикой не возврата НДС по результатам выездных налоговых проверок и поступавших в «Опору» жалоб от предпринимателей. Однако часть предпринимательского сообщества отвернулась от госпожи Кибальниковой, усмотрев в ее безудержных порывах лишь амбиции по достижению личных высот во властных коридорах.
 
Своей неуправляемой активностью и попытками давить на региональную власть через федеральные каналы Людмила Викторовна, видимо, напугала местный политический бомонд – и ее уже откровенно не хотят. Для начала ее решили «прокинуть» с депутатством в городской Думе нового созыва, куда Людмила рвалась при имитируемой поддержке «Единой России». Теперь, в потенциальной роли бизнес-омбудсмена, госпожа Кибальникова видится действующей власти нежелательной и даже опасной кандидатурой, так как есть опасения, что «закидоны» Кибальниковой могут сотворить злую шутку с власть предержащими. На всякий случай, в качестве отступного, «во избежание мести», строптивой даме предоставили должность сопредседателя в региональном штабе ОНФ или как он называется по-новому – «Народный фронт «За Россию!».
 
Очевидно, что эти три кандидата напрямую заинтересованы получить статус бизнес-омбудсмена и вести работу в соответствии со своими морально-этическими нормами и сформированными бизнес-задачами. При этом за Батькова ходатайствуют сразу две общественные организации, в то время как за Рольгейзера и за Кибальникову только по одной. Вероятно, чтобы Батьков смотрелся солиднее, вес Рольгейзера и Кибальниковой размывают появлением других «технических» кандидатов, за которых также ходатайствует по одному общественному объединению.  
 
Бизнес-чиновник


 
В числе кандидатов также Алексей ИСКОВСКИХ – ходатайство за него направило Рязанское отделение «Ассоциации молодых предпринимателей России», некоторое время прокандидатствовала и Альбина Егорова от профсоюза Скопинского автоагрегатного предприятия. К процедуре Интернет-голосования Егорову не допустили, в результате осталось всего четыре игрока.
 
Ситуация осложняется еще и тем, что до федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова уже, вероятно, донесли весь компромат на ключевых кандидатов.
 
Как опытный аппаратчик, Олег Иванович все равно при этом оставляет за собой возможность сделать «ход конем» и выдвинуть на уполномоченного по защите прав предпринимателей человека, совсем не известного рязанскому бизнес-сообществу и, вместе с тем, подконтрольного. Например, Алексея Исковского.
 
Но здесь тоже есть свои нюансы. В анкете соискателя Исковского А.Ю. указан стаж предпринимательской деятельности – более 5 лет (осуществлял предпринимательскую деятельность в ООО «Торговый дом «Виско», Рязанский областной фонд поддержки малого предпринимательства). Возникает законный вопрос: какую такую предпринимательскую деятельность мог осуществлять Исковский в областном фонде поддержки малого предпринимательства, фактически являясь чиновником? Конечно, мы не раз слышали об успешном ведении чиновнического бизнеса, но вообще-то это уже тоже из области компромата.
 
Однако существуют серьезные сомнения, что Б.Титов поддержит подставного игрока. Как сыграет региональная власть и как на это посмотрит федеральный бизнес-омбудсмен, за которым все-таки остается финальное слово, скоро увидим.
Экономический отдел