Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 5 декабря 2013 г.
Свежие новости
Берегитесь кракелюров*
Непраздничные размышления к 100-летию Рязанского художественного музея


 
Редакция «Новой газеты» поздравляет весь коллектив Рязанского государственного областного художественного музея, а также сотрудников его отделов – солотчинского Дома-музея академика И.П.Пожалостина и картинной галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская» – со столетием Музея!

Желаем творческих успехов, многочисленных посетителей и дальнейшего процветания.

Сегодня мы попросили нашего обозревателя Александра Николаевича БАБИЯ рассказать о значении художественного музея в деле сохранения и развития культуры.
 
Считаю своим приятным долгом поздравить юбиляра. Меня, приехавшего из Солотчи в 1958 году, музей восхитил своим особым уютом и тишиной, которая царила в его маленьких залах. В те годы он располагался в здании бывшей рязанской консистории на территории Рязанского кремля.
 
Многие рязанцы с чувством особого уважения относятся к своему музею, как к родному дому. И не случайно, поскольку художественный музей для многих стал частью их собственного «Я». Нелицемерная любовь к художественной культуре у рязанцев традиционна. Наш город имеет вековые традиции в духовной и светской культурах. На них-то и зиждется подлинное искусство.
 
Рязанский музей на протяжении ста лет успешно сохраняет родовые корни отечественной культуры. Более того, последние полвека он тесно сотрудничает с учебными заведениями города. Особое внимание со стороны музея уделяется эстетическому воспитанию и образованию молодежи. Совместная работа с рязанским музыкальным колледжем имени братьев Пироговых и областной филармонией неоценима по своей значимости в культурно-просветительской деятельности. В ней немалая заслуга принадлежит научной библиотеке, насчитывающей десятки тысяч книг и журналов.
 
Однако в юбилейные дни следует не только произносить восторженные слова благодарности, но и говорить на темы, в которых, к сожалению, уже четко проявились своеобразные кракелюры. Именно кракелюры указывают на главную опасность – отслоение красочного слоя в картине. А в культуре это грозит исчезновением самобытного искусства.
 
Не понаслышке осведомленный о разрушительной политике воинствующих «дружин» Марата Гельмана, я обязан предупредить о надвигающейся опасности разрушения сложившейся единой системы «музей и общество». Напомнить о том, что Рязанский государственный художественный музей имени И.П.Пожалостина является общероссийской сокровищницей! Поэтому нам, начиная от всех уровней властей и заканчивая рядовым зрителем, необходимо оказывать ему практическую помощь и надежную защиту.
 
В противном случае агрессия многоликого циника Гельмана, активно насаждающего в искусстве расхристанность и откровенную вульгарность, покроет плесенью равнодушия молодые сердца и осуществит свою вожделенную мечту, озвученную им еще вначале 1990-х годов. Вот его желание: «…коль скоро в стране наступило новое политическое время, то я предлагаю не использовать, забыть прежнее словосочетание – РУССКОЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»! В Рязани местным «соратникам Гельмана» уже удалось кое-что покорежить. Отторжение от художественного музея Детской картинной галереи, которая перешла под юрисдикцию художественного училища, воспринимается как значительное разрушение в системе «музей-общество».
 
Как же так? Художественное училище само нынче переживает «болезненно упадочное» состояние, прежде всего в преподавании специальных дисциплин. Ориентиры училища сегодня направлены в никуда, а тут оно под свое крыло берет Детскую картинную галерею!
 
Что меня еще беспокоит? Беспокоит отсутствие четкой системы в решении вопроса передачи художественного опыта – от старшего поколения художников молодым.
 
Кто сейчас может хоть что-то рассказать хотя бы об одном из рязанских живописцев или графиков 1960–70-х годов? Где можно познакомиться со многими образцами высокохудожественных произведений рязанских художников, получивших в свое время широкое признание? Неужели их работы обречены храниться только в музейных запасниках?
 
Нужна постоянно действующая экспозиция современных художников. А для этого необходимо новое здание со всеми современными службами. Новое помещение, но только не за счет «выдавливания» галереи Виктора Иванова из ее уютных залов на Первомайском проспекте.
 
В мире нет (и уже никогда не откроется) равной Рязанской галерее. Она посвящена уже канувшему в историю великому классу русского, советского крестьянства. В ее залах экспонируются десятки умных, красивых, грандиозных картин, написанных на одном дыхании истинным патриотом России. Своими произведениями Виктор Иванов воздвиг вечный памятник людям крестьянского труда. В фондах галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская» более семисот произведений, подаренных своему родному городу Народным художником России.
 
Представленные здесь фотографии – всего лишь крошечный фрагмент, который свидетельствует о той реальной жизни галереи, того внимания и любви к уникальному отделу рязанского музея со стороны рязанцев.
 
Надеюсь, что наш музей навечно сохранит в неприкосновенности галерею, а значит, сохранит памятник и память о вековых традициях русской реалистической школы, сохранит живую преемственность поколений.
 
Хотя нынешние попытки обесцветить рязанскую художественную культуру, подменить подлинность ее реалистической школы творческими и педагогическими пустопорожними фантазиями отчасти все же реализованы (этой теме будет посвящен отдельный разговор).
 
Но столетний опыт работы Рязанского художественного музея вселяет надежную уверенность в сохранении не только рязанской реалистической художественной школы, но и культуры в целом!
 
Подлинную культуру и искусство невозможно вогнать ни в какие рамки зависимости от политики, бизнеса и частных амбиций.
 
С юбилеем тебя, дорогой музей! С праздником, родные рязанцы!
 
*Кракелюры (франц. craquelure) – тонкая сетка трещин.
Александр БАБИЙ