Рязанские власти учатся верить своим ушам
Дискуссионный клуб «Коловрат» в Рязани придумали не случайно. Благословленному Кремлем губернатору Любимову срочно понадобилось пощупать пульс общественного настроения. Рассерженным горожанам дают выпустить пар, а в образовавшейся дымке чиновникам легче создать иллюзию бурной деятельности.
Прошедший в минувшую пятницу очередной «Коловрат» вновь показал, что Николай Любимов, в отличие от предшественника, более терпим к чужому мнению и готов внимательно выслушивать критику, даже если она эмоционально окрашена и не слишком щедро аргументирована. Правда, у главы региона практически нет выбора. Поза обиженного аппаратчика, окруженного агентами госдепа, в губернаторском корпусе не котируется. Если уж «Единая Россия» бредит институтом партийных правозащитников, то путинским наместникам в регионах пришибеевские повадки явно не к лицу.
Тренды нынче иные. Такие нацпроекты, как «Жилье и городская среда», например, подразумевают вовлечение в обсуждение проектов и инициатив до 30 процентов населения. Такую интерактивность при обсуждении муниципальных нужд удалось обеспечить в португальском Кашкайше, что близ Лиссабона. Но тамошние жители почему-то не знают про путинские 30 процентов.
Однако у нас тут не теплая Португалия, а мировая держава, где народ привык к заморозкам, что в быту, что в экономике с политикой. В России по-прежнему существуют две реальности – одна для чиновников, которым нужно гнать благостную отчетность наверх. Другая – для простых людей, которые искренне верят в перемены и даже готовы что-то предлагать. Объединить эти две реальности не просто. Поэтому и дискуссии в таких клубах часто напоминают посиделки с предсказуемым финалом.
29 ноября на заседании «Коловрата» обсуждались проблемы сохранения историко-культурного наследия региона. Звучало много дельных предложений и правильных мыслей, но чтобы власть взяла их на вооружение, наверное, не нужно изобретать велосипед. Достаточно воспользоваться проверенным практикой мировым трендом – архитектурой соучастия.
Проще говоря, это проектирование с привлечением жителей для выявления их истинных проблем и потребностей. Достойный опыт такого взаимодействия есть в разных городах от Казани до Копенгагена, а у рязанских властей появляется шанс применить наметившееся умение слушать и способность к компромиссам.
Главное, как гласит архитектурная мудрость, чтобы совместно спроектированная лошадь в итоге не превратилась в верблюда.
Дежурный субъект рязанской редакции