И Батьков так и не стал защитником предпринимателей в Рязани
Операция по назначению бизнес-омбудсмена в Рязанской области, о которой так много писали в СМИ, 4 февраля закончилась весьма неожиданным образом. Всячески проталкиваемый на эту должность Минэкономразвития Рязанской области Михаил БАТЬКОВ пролетел «как фанера над Парижем» – то есть получил отказ в назначении на вожделенный пост, и ни от кого иного, как от губернатора Рязанской области Олега КОВАЛЕВА!
А ведь еще недавно ситуация выглядела совсем другим образом.
Минэкономразвития, опозорившееся со своим интернет-голосованием хуже некуда, в доброй традиции современной российской власти предпочло не заметить это «бревно в своем глазу».
Некая «комиссия по развитию малого и среднего бизнеса при Правительстве Рязанской области» устами своего председателя, бывшего экономического министра, а ныне вице-губернатора Олега БУЛЕКОВА, бодро отрапортовала о безоговорочной победе Михаила Батькова и рекомендовала этого достойного человека на бизнес-омбудсменский пост.
Все это происходило на фоне массового и активного несогласия рязанского бизнеса как с процедурой этого недоголосования, так и с кандидатурой г-на Батькова лично. Про «голосование» все уже было сказано не один раз. Про «живущие в шкафу» бывшего муниципального служащего Батькова «скелеты» говорилось значительно меньше, но и здесь определенная информация про не совсем законную застройку в Солотче, странные многомиллионные кредиты, взятые на фирму без согласования с партнером по бизнесу, к ужасу и ярости последнего все же циркулировала.
Понятно, что бизнесу такой «защитник» и даром не нужен, поэтому организации, такие как «ОПОРА России» и «Деловая Россия», собравшись в кои-то раз вместе, открытым голосованием выбирают свою кандидатуру – Людмилу КИБАЛЬНИКОВУ. Она тоже далеко не идеальный кандидат, но все же имеет опыт работы в этом качестве и уж точно сильно лучше Батькова в глазах рязанских предпринимателей… Но когда это у нас власть слушала общественные организации?
Нынче, в традициях первого государственного лица, не принято показывать такую вопиющую «слабость», и Батьков, несмотря ни на что, проталкивался на должность с силой несущегося паровоза.
Однако тут есть еще одно препятствие – кандидатуру областного бизнес-омбудсмена должен согласовать федеральный уполномоченный по защите предпринимателей Борис ТИТОВ. А тут, мало того, что Титовым ранее УЖЕ БЫЛА согласована на эту должность и практически год работала Кибальникова, так еще и вместо тихого и незаметного «интернет-голосования» случилось общественное недовольство и буря в прессе.
Понятно, что в такой ситуации мудрый Борис Юрьевич должен был хорошо подумать, а на это требовалось время.
План сделать все быстро и по-тихому провалился, и в назначении бизнес-омбудсмена повисла многозначительная пауза.
Говорят, что Михаил Батьков, ездивший в Москву на «самопрезентацию», поначалу был изрядно расстроен оказанным там приемом… Тем не менее, давление предположительно продолжалось, потому что 27 января Батьков, видимо, узнавший про ситуацию нечто новое через сайт «ВидСбоку», заявляет, что «23 января состоялось согласование моей кандидатуры уполномоченным при президенте по защите прав предпринимателей по России Борисом Титовым», и что теперь он со дня на день ожидает приказа о назначении. Как ни странно, эта информация была правдой, что подтверждает сайт «МК» в Рязани», получивший соответствующий комментарий напрямую от пресс-службы Титова.
Но вот заявлять об этом раньше времени было грандиозной ошибкой! Если власть наша не любит прислушиваться к мнению общества, чтобы не показать свою «слабость», то такие заявления «поперед батьки» и вовсе не прощаются. Наши источники утверждают, что после этого заявления, да еще и на «оппозиционном» сайте, все правительство гудело, как растревоженный улей, а количество невоспроизводимых в приличном СМИ эпитетов в адрес г-на Батькова зашкаливало за все мыслимые пределы.
И вот закономерный результат – лаконичное сообщение на сайте областного правительства. Приведем его полностью, потому что тут, в духе старых бюрократических традиций, важно каждое слово: «Комиссия по развитию малого и среднего бизнеса при Правительстве Рязанской области внесла Губернатору предложение о назначении на должность уполномоченного кандидатуру Михаила Батькова. Была проведена кадровая проверка, которая установила наличие зарубежных активов у претендента, что влечет за собой конфликт интересов. В связи с этим Губернатор заявил о своем решении не назначать уполномоченного и запустить процедуру заново».
Какой вывод можно сделать из этого текста? Конечно же, зарубежная недвижимость нашлась крайне «вовремя». Точнее, она была использована только тогда, когда потребовалось, что подтверждает и сам Батьков. «Предоставленная мной справка о доходах содержала информацию о моих активах за границей, и это обстоятельство в соответствии с законодательством не является препятствием для занятия должности бизнес-омбудсмена… я эту информацию никогда не скрывал, и решение, принятое кадровой службой правительства, является для меня несколько неожиданным», – говорит он тому же сайту «ВидСбоку».
Из сообщения также понятно, кто будет назван «крайним» в последующих оргвыводах на эту тему – конечно же, та самая «комиссия», которая «внесла» это крайне «непродуманное предложение» – не зря же она упоминается в начале этого текста. За подготовку и проведение этого «интернет-голосования» в Минэкономразвития отвечала Тамара ГУСЕВА – вот она, кажется, и будет первым кандидатом на изменения в своей карьере.
Осталось понять только одно – что же произошло на самом деле? Почему осечка произошла на самом конце пути, когда уже откровенно наплевали на общественность и продавили назначение через федерального уполномоченного? Что же такого могло случиться, чтобы перевесить все затраченные усилия, и, возможно, деньги? Один опрошенный нами эксперт в области экономики, пожелавший остаться неизвестным, выдвинул такую версию: «У каждого действия есть своя цена. Возможно, что сначала задача провести Батькова в бизнес-омбудсмены казалась простой и легкодостижимой – надо было просто провести по-тихому голосование в интернете, нарисовать нужные цифры было легче легкого. И эта задача была оценена соответствующим образом.
Но тут разгорелся скандал, и цена решения вопроса стала возрастать, как и репутационные потери власти. Возможно, уже на этом этапе они и рады были бы отказаться от этой идеи, но это бы противоречило заветам великого Путина – никогда не показывать слабость и не идти на поводу у масс. Поэтому, скрипя зубами, они его и продолжали вести, пока он не решил ускорить развитие событий и не прорекламировал себя любимого 27 января. Это, возможно, и стало последней каплей. Было найдено «красивое» решение – не назначать из-за зарубежной собственности, а вовсе не в результате мнения общественности. Но понятно, что это только повод. Настоящая причина в том, что цена сделки стала слишком велика для одной из сторон».
Пожалуй, с этим можно согласиться.
И еще это вселяет некоторую надежду – оказывается, мы, общество, предпринимая определенные действия, все-таки можем изменить ситуацию, влияя таким образом на «цену действий» власть предержащих.
В конце концов, разве не то же самое сейчас произошло и в ситуации с Константиново?
Игорь МОСКАЛЕНКО