Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 6 февраля 2020 г.
По следам морских волков
 Рязанцы могут, не выезжая из города, увидеть фотогеничный Север и побывать в шкуре Витуса Беринга

В Рязанском музее путешественников (ул. Ленина, 35) начали работу сразу две выставки, так или иначе связанные с морем. Посетить их можно ежедневно с 9.00 до 18.00, кроме воскресенья (вход свободный). На одной из них свои снимки, сделанные во время путешествий на русский Север, представил рязанский фотохудожник Николай Середа. Экспозиция носит название «Краски Севера». На другой – «Корабли – путешественники» – свои модели парусников показывает Алексей Фошин. Вот что они рассказали о своих экспонатах.

Николай СЕРЕДА



– Получилось удачное сочетание выставок, романтика путешествий, невероятно фотогеничный Север. И он завораживает так же, как парусники и море. Я же путешествую по берегу, вдоль моря. Север тянет каждый год, поэтому организовываем экспедиции регулярно. Буду рад, если после просмотра выставки кто-то захочет увидеть все воочию. Как бы ни были хороши фотографии, после съемки всегда возникает разочарование, что на кадрах все получилось не так хорошо, как на самом деле. Там невероятно богатый край. Ягоды, рыбалка и прочее. 

Один из снимков сделан на острове Кильдин. В этом месте разбился корабль, и о катастрофе снят фильм «Путь к причалу». Остов корабля до сих пор лежит там и ржавеет. Вообще, данное урочище «Сундуки» – уникальный объект и красивейшее место. 

Или фотография Монастырской бухты и озера Могильного. Здесь два века назад были норвежские поселения. Потом они заменились монастырскими жилищами от Соловецкого монастыря. Озеро очень уникальное. Оно глубокое и в нем живет множество эндемичных растений.



А герои снимка «Морские волки» – Сергей Белоконь и его пес Боцман. Сергей в свое время учился в Рязанском радиотехническом институте. И благодаря ему я оказался в тех краях. А Боцманом он назвал своего пса, потому что тот очень любит ездить на моторке. В любую погоду и на любой скорости не отходит от хозяина, все время лежит на борту. И его ни разу не смыло.



Еще фото так называемого «золотого километра». На острове Кильдин есть дорога из булыжника, проложенная узниками ГУЛАГа. 

Алексей ФОШИН: 



– В Рязани есть достаточно ограниченный круг лиц, занимающихся моделированием парусников. Поскольку это довольно хлопотное дело. Впервые я проявил интерес к нему во время занятий во Дворце пионеров в судомодельном кружке. Парусники хороши тем, что они, как настоящие. Паруса поднимаются, все двигается, разворачивается. 

Корабли в то время делались по единому стандарту за исключением некоторых нюансов. Экипаж набирали на берегу. Зачастую из пьяных матросов в таверне, чтобы они протрезвели уже на борту. А тут они уже должны знать, что к чему, безо всякого обучения. Поэтому постоянно удивляешься, какими толковыми были наши предки, делая парусники. Первым кораблем у меня была бригантина «Фениксъ». А последней моделью стал фрегат «Surprise», находящийся в процессе «строительства». Над ним я работаю уже два года. Например, над другой моделью я трудился семь лет. 



На выставке представлены бригантина «Фениксъ» из эскадры адмирала Ушакова и репетичная шхуна «Полоцкъ». Объясню, что такое репетичная шхуна. У линейных кораблей была своя тактика, они должны были выполнять команды синхронно. Но так как друг друга не видели, сзади стояли репетичные корабли, которые повторяли сигналы флагмана и передавали команды другим судам. 
 
Еще есть ботик «Святой Гавриил», участвовавший в экспедиции Витуса Беринга. Это первый бот, побывавший в Охотском море. Также размещен испанский бомбардирский корабль. Он являлся зачинщиком береговых сражений. Когда эскадра подплывала к берегу, он должен был подавить береговую артиллерию. Если обратить внимание, то тут большое расстояние от грот-мачты до носа, потому что здесь располагались мортиры. А когда они стреляют, то корабль сильно шатает. В связи с этим делалась особая конструкция. Правда, мореходность была совсем никакая. Одним словом, плавучая батарея.

Фото автора
Георгий ТИТОВ