Рязанские чиновники всеми силами пытаются укоротить жизнь матери-одиночке и ее сыну
Декларация о том, что мы живем в правовом государстве, где права человека составляют основу государственной политики – в реальной жизни чаще всего наполнена иным противоположным содержанием. И больше всего от этого бесправия страдают дети, больные и малоимущие, так как свое конституционное право надо либо покупать, либо отвоевывать в суде. Но и это еще не факт того, что можно решить проблему.
Вот уже больше года мать-одиночка Маргарита Рязанцева (фамилия изменена, – ред.) пытается защитить своего малолетнего сына-инвалида от совместного проживания с 30-летним братом, инвалидом I группы, больным открытой формой туберкулеза, набором наркологических заболеваний и ВИЧ-инфицированным. Кроме него в этой квартире проживает его биологическая мать, лишенная родительских прав. Квартира муниципальная. Юридически в данной квартире проживают три семьи. Совместного хозяйства проживающие в данной квартире жильцы не ведут.
В феврале 2016 года больной брат решил реализовать свое право на отдельное жилье. Подали документы в администрацию г.Рязани с целью постановки его на жилищный учет, в том числе и справки, подтверждающие его право на получение отдельной жилой площади как больного туберкулезом. Еще на стадии сбора документов в администрации города предупредили, что жилье ему не дадут без решения суда. В апреле получили отказ, в связи с отсутствием в его документах справки на объекты недвижимости на всех членов семьи. А семьи у него нет. Мать есть, но она лишена родительских прав.
Согласно норме пункта 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям: как малоимущий и как гражданин, принадлежащий к определенной категории, т.е. на основании федерального закона по противодействию распространению туберкулеза. Но администрация не желает ставить его на учет как больного туберкулезом. Идут на любые ухищрения, чтобы только отказать в законном получении жилья и заставить граждан решать проблемы исключительно через суд, зная, что не каждый малообеспеченный гражданин в состоянии потратиться на судебные издержки, оплатить услуги адвоката.
В соответствии с перечнем тяжелых форм хронических заболеваний (в нашем случае – активная форма туберкулеза с выделением микробактерий туберкулеза), при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2007г. №378), пунктом 5 ст.14 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» установлено, что «больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов РФ». В квартире, где проживает молодая мама со своим больным ребенком, две жилые комнаты. В одной комнате живет ее больной брат с матерью, в другой – она с сыном.
Исходя из требований пп.4 части 1 ст.51 ЖК РФ граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений по договору социального найма в случае проживания в квартире, занятой несколькими семьями. Знали ли об этом в администрации города, когда принимали решение об отказе в постановке на жилищный учет? Да, знали. Решение суда о лишении мамаши родительских прав им предоставил уполномоченный по правам человека вместе с документами жалобы от Рязанцевой М., которые также были направлены в прокуратуру Рязанской области для проверки законности действий администрации. Однако прокуратура при проверке даже не удосужилась встретиться с заявителем, отписавшись на основании ответов администрации. Как оценить такую форму проверки? Какую государственную услугу и какого качества она оказала гражданину, нуждающемуся в утверждении законности? Ответ один – медвежью.
В мае этого же года подаются повторно документы, но уже со всеми справками от проживающих в данной квартире жильцов. Через месяц приходит очередной отказ по тем же основаниям, но уже в связи с отсутствием справок о доходах членов семьи. О какой семье идет речь в постановлении не указано. Опять сбор справок, опять ожидание и наконец признание семьи малоимущими, но отказ в постановке на жилищный учет, так как общий метраж квартиры соответствует норме на человека. И ни одной ссылки на закон о противодействии туберкулезу.
Молодая мама, которая, как и ее брат, имеет статус сироты, решается подать документы на себя с сыном о признании ее семьи малоимущей с целью постановки на жилищный учет. И здесь администрация выносит отказ, ссылаясь на то, что не представлен документ (решение суда) о том, что ее брат не является членом ее семьи. А это дополнительные расходы на человека, которому и так в этой жизни досталось по полной программе. Борьба с рязанскими чиновниками за право молодой семье жить в нормальных условиях, иметь возможность обеспечить право больному ребенку на защиту от туберкулеза постоянно натыкается на равнодушие, некомпетентность, черствость и халатную преступность, так как законодательное понятие государственный или муниципальный служащий давно утратило смысловую нагрузку. Местное самоуправление чаще всего у населения ассоциируется с местным самоуправством, бесконтрольностью и безнаказанностью.
Читатель может справедливо возразить – куда же смотрят государственные органы, призванные по долгу службы надзирать за исполнением конституционных прав граждан, за исполнением законодательства, в частности прокуратура, избранники народа – депутаты, на которых налогоплательщик тратит огромные средства?
Из опыта многочисленных обращений Рязанцевой М. по вышеназванной проблеме к Президенту РФ В.В.Путину, депутату Государственной Думы ФС РФ, к Уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ, к Уполномоченному по правам ребенка в Рязанской области, к Уполномоченному по правам человека в Рязанской области – схема работы с обращениями и жалобами одна. Сверху жалобу отфутболивают на ступеньку ниже. Те в свою очередь делают такой же финт, направляя жалобу еще ниже, до тех пор, пока она не дойдет до того, на которого обращена жалоба. Далее, по той же схеме идет ответ, оправдывающий деятельность (бездеятельность) чиновника. Поэтому не стоит удивляться тому, как у нас в стране играют в футбол. Денег на его содержание все больше и больше, а качество выступления команды все хуже и хуже. То же самое происходит и в системе управления страной, регионом, муниципалитетом. Чиновников и их зарплаты все больше и больше, а качество государственных и муниципальных услуг все хуже и хуже. В результате такой социальной политики граждан у нас в стране становится тоже меньше. А может быть, в этом и заключается стратегический замысел многочисленных реформ (экспериментов над населением).
Уполномоченный по правам человека в Рязанской области направил жалобу в прокуратуру Рязанской области. Прокуратура Рязанской области спустила жалобу в прокуратуру Октябрьского района, хотя человек, обратившийся с жалобой, проживает в Московском районе г.Рязани. Прокуратура района подтвердила наличие туберкулеза, о чем и сообщила заявителю и уполномоченному по правам человека. А почему не проверили наличие в данной квартире проживания нескольких семей? Почему не проверили возможность проживания и наличие условий для нормального развития больного малолетнего ребенка-инвалида в квартире, где проживает больной туберкулезом, где места общего пользования не имеют изоляции, и возможность приобретения заразной болезни максимально велика?
Если бы данная проблема касалась мэра, правоохранительных органов, прокуроров, судей, органы опеки и попечительства, различных уполномоченных, то результат был бы иной. Но они себе пролоббировали законы, дающие право на внеочередное получение жилья, хотя и не являются малоимущими. Это только рядовые граждане страны должны быть нищими и голодными, не иметь собственности, чтобы через суды пробивать себе право быть в очереди на улучшение жилищных условий. Вот такая у нас страна. Декларация прав и их реальное исполнение сильно отличаются от реальной действительности, поскольку разделены стеной, построенной из непробиваемого человеческого материала под названием «чиновник».
Данный случай с Рязанцевой М. не единичный, но он наглядно показывает систему взаимоотношений граждан с органами государственной власти и местного самоуправления на территории Рязанской области. Сможет ли молодая мама отстоять свои права в суде, покажет время и наличие финансовых возможностей для привлечения профессионального защитника, так как государство ей такую защиту не обеспечит.
Отдел расследований