Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 6 мая 2021 г.
Год транспортного перелома
 Систему пассажироперевозок в Рязани чиновники обещают преобразить за 14 месяцев

Обсуждение комплексного развития общественного транспорта Рязани, прошедшее в городской администрации 28 апреля, – переломный момент всех споров о рязанских автобусах, троллейбусах, пассажирах и деньгах за проезд.

Рязанская пресса в первую очередь сообщила читателям, зрителям и слушателям прогнозы – пока еще не принятые решения, а только прогнозы! – по размеру будущих тарифов. А вообще-то, горожанам стоило прежде всего узнать, что старая система доживает последние полтора года. И что региональные власти впервые открыто и охотно обо всем рассказывают, давая высказаться и предпринимателям-перевозчикам, и общественности.

 

Час икс – июль 2022 года

В 2015 году был принят федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа». Позднее в документ внесли изменения, расписывающие, как именно должны заключаться контракты на перевозки. Так что рязанцам остается спорить только о маршрутной сети, расписаниях и выделенных полосах: все самое главное, в том числе направления движения денежных потоков, уже решено в Москве.

Если сравнивать это с другими коммунальными реформами, то в качестве примера можно привести «мусорную реформу» 2019 года. Вывоз и утилизацию отходов отдали единому оператору: с одной стороны, породили монополию, а с другой – определили ответственного за все хорошее и плохое. То же намечается и в сфере общественного транспорта. Новую систему мы должны увидеть к июлю 2022 года, если сроки не перенесут.

В ожидании ВЭБ-персон

В выступлениях во время обсуждений был излит бальзам на души консерваторов: муниципальные предприятия (сейчас у нас оно одно – МУП «УРТ») сохранятся, интересы предпринимателей тоже будут учтены.

Но придется встраиваться в новую систему, которую сформирует приглашенный в Рязань областным правительством ВЭБ.РФ – прежний Внешэкономбанк. 

Эта государственная корпорация должна обеспечить замену всех старых неудобных маршруток на автобусы средней и большой вместимости – в том числе низкопольные, удобные для пенсионеров и маломобильных граждан. Она же должна «построить» мелких и крупных перевозчиков.

Неизвестное брутто

Система так называемых брутто-контрактов, о которой говорят в Москве и Санкт-Петербурге и которая уже внедрена в Казани, Перми, Твери, может прийти и в Рязань. В этом случае водители автобусов и маршруток перестанут охотиться за пассажиропотоком – им будут платить за выполнение рейсов, а не за количество перевезенных, как сейчас. Таким образом отпадет необходимость в гонках на дорогах: кто кого? А у хозяев коммерческого транспорта снимется головная боль о выручке и сборе денег: теперь об этом позаботится организация-оператор городского транспорта. Например, везде поставит турникеты, наймет контролеров или придумает еще что-то.

Недавно эта самая брутто-система рассматривалась на лекции городских урбанистов в торговом доме «Барс». Слушать пришли семь человек. А зря! Ведь это вполне вероятное будущее рязанского транспорта.

Сторонники комплексного развития общественного транспорта Рязани обещают быть в постоянном диалоге с пассажирами и перевозчиками, публично рассказывать о готовящихся изменениях.

«Новая газета» подробно рассмотрит предлагаемые ими новации в системе рязанского городского транспорта, будет информировать читателей обо всех намеченных шагах, знакомить с мнением экспертов.
Андрей ШАМИН