Рязанские власти стравливают людей с бездомными собаками
«В селе Поляны неизвестные отстреливают собак. Сегодня днем в частном секторе жители услышали сперва громкие хлопки, затем истошные крики и вопли раненых животных. Неизвестные были на автомобиле. Двух совершенно адекватных раненых собак доставили в ветклинику, им оказывают помощь. Ранее, также при въезде в поселение, был найден пес с аналогичными ранениями, а именно – дробь. Чего ждать завтра?» – это сообщение жители Полян разместили в интернете. Так обитатели села отметили Первомай: одни расстреляли собак, вторые попытались их спасти. Рязанские власти провалили программу ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск), как исполнение всего закона об ответственном обращении с животными. Они не смогли оградить людей от стай бездомных собак, а животных – от совершения гражданами уголовного преступления.
«Как дал – одни шкурки полетели!»
«Бэлла и Барон. Они не хотят вставать, не хотят выходить из клетки, не хотят гулять, они вообще ничего не хотят. Я бы тоже не хотела. Им больно, им страшно. Дробь не задела жизненно важные органы и кости, вся осталась в мягких тканях. Хотелось бы сказать, что это хорошо, но ничего хорошего в этой ситуации нет и быть не может», – сообщила о состоянии раненых собак рязанка Кристина Осьмухина в фейсбуке. На ее счету десятки спасенных собачьих жизней. Многие ее подопечные уехали очень далеко от недружелюбного города, за границу. Кристина взялась помогать и этим расстрелянным дробью животным.
Растрелянная собака в ветклинике
В социальной сети «ВКонтакте» появилось сразу несколько постов с описанием происшествия. Реакция людей оказалась предсказуемой: «Люди просто нашли выход и сами себя защищают», «Могут на чьего-нибудь ребенка напасть, вот вы по-другому запоете тогда, не дай, бог, конечно. Кур в том году жрали у людей – это в порядке вещей? Людей жалеть надо, а не псин бродячих!», «Дробь – это несерьезно. Картечь… Как дал – одни шкурки полетели», «На войне все средства хороши».
В том же обсуждении выяснилось, что некая группа рязанцев охотится на собак не только в Полянах, но и на территории города. «Вчера эти же люди, скорее всего, были в Кальном у „Ленты“. Собаки истошно выли и искали защиты. Машину спрятали в зарослях за частным домом у светофора у Ленты“. Это не люди, звери! Вызвали полицию, но успела она подъехать или нет, не могу сказать... Но эти испуганные глаза, ищущие защиту, я не забуду никогда. Душераздирающие крики слышны по ночам у „Ленты“ очень часто», – заявила рязанка.
Черные вкрапления - охотничья дробь
То есть по Рязани и пригороду разъезжают люди с дробовиками и отстреливают (либо обрекают на длительные мучения) бездомных собак. Орудуют даже днем, особо не скрываясь. Свидетели преступления сообщили, что на место выезжала полиция, но надежд на поимку догхантеров мало: «Было видно, что им, мягко говоря, плевать на ситуацию», – уточнили свидетели.
Еще нюанс: из принявших участие в интернет-обсуждении рязанцев мало кто вспомнил ответственного и за увеличение поголовья бездомных животных, и за произошедшую бойню. Они «назначили» виновными зоозащитников: мол, почему их не было на месте отстрела, почему они до сих пор не забрали всех бездомных собак себе? Был даже такой вариант: собак расстреливают сами зоозащитники, чтобы потом собрать деньги на лечение и набить свои карманы.
Вереница бесчисленных «если»
Этого кровопролития могло бы не быть.
В конфликте участвуют несколько сторон: муниципальные власти, исполнители заказа на отлов безнадзорных животных, опасающиеся бродячих животных люди, догхантеры, полиция. Есть еще непосредственно сами собаки и зоозащитники, но их вряд ли можно назвать «сторонами конфликта»: первые за себя не отвечают, вторые не обладают ни финансовыми возможностями, ни полномочиями в борьбе с догхантерами.
Если бы региональные, рязанские и районные власти вовремя задумались об отсутствии в области готового к размещению сотен собак приюта, уличных животных уже было бы на порядок меньше. Если бы исполнитель первых заказов Андрей Илюшеня сразу же отказался участвовать в торгах по причине неготовности, не было бы упущено драгоценное время. Если бы полиция довела до суда два-три показательных дела догхантеров, а суд отправил их в места лишения свободы, желающих пострелять в «бродяжек» сильно поубавилось бы. Наконец, если бы догхантеры точно знали о неизбежности наказания, потребовали бы ответа за неисполнение закона с ответственных чиновников, но побоялись брать в руки оружие.
Все эти «если бы» прописаны в законодательстве, которое по-прежнему не исполняется.
Второй круг псового ада
Закон № 498-ФЗ об ответственном обращении с животными был принят в 2018 году, с 20-го вступили в силу статьи закона, согласно которым агрессивные, больные и ослабленные животные должны содержаться в приюте пожизненно. В Рязанской области и к 2021 году власти не озаботились строительством приюта, а привлекли к этому делу жителя отдаленного сасовского села Андрея Илюшеню – человека с неоднозначной репутацией. Непродолжительное «сотрудничество» закончилось потерей сотен тысяч бюджетных рублей и адом для животных, которых волонтерам пришлось вывозить оттуда десятками. Удивительно, но факт: даже после скандала вселенского масштаба, связанного с ужасающими условиями содержания животных в сасовском приюте, Илюшеня выиграл торги на отлов животных на общую сумму 2 млн 216 тыс. 349 руб. Сейчас он мог бы работать на территориях города Рассказово Тамбовской области, Старожиловском, Михайловском, Кораблинском и других районах нашего региона. Но он отказался от заключения контрактов то ли под давлением общественности, то ли по настоянию каких-то других уважаемых людей. Его ИП включили в Реестр недобросовестных подрядчиков.
Можно отпраздновать победу? Никак нет. В регионе по-прежнему отсутствует надежный подрядчик, которому можно было бы спокойно доверить исполнение программы ОСВВ и содержание проблемных животных. Рязанская администрация снова заключила прямой контракт на отлов безнадзорных животных в городе, и снова с никому не известным человеком – неким Дмитрием Сильяновым. Он зарегистрировал ИП около полугода назад и только достраивает приют в районе Дядьково. Ранее ни в кинологических сообществах, ни в волонтерской помощи бездомным животным замечен не был. Проект «ИП Илюшеня – 2»?
Пока гремел скандал с Илюшеней, собаки успели «пережениться» и наплодить детей. Вся работа по сокращению численности поголовья безнадзорных животных пошла насмарку. Из каждого микрорайона Рязани и района области слышится одно и то же: «Помогите! Спасите детей от бродячих собак!» Но отлавливать их некому, содержать негде, уничтожать нельзя, да и не каждому придет в голову такая «удачная» идея. Есть мнение, что в регионах намеренно саботируют закон, поскольку его требования видеофиксации отлова, отчета за каждую пойманную особь очень мешают «осваивать» федеральные деньги. Да и зоозащитники всюду свой нос суют. Поэтому в марте в Госдуму уже поступал законопроект, призванный вернуть нас в недавнее прошлое: отстреливать собак прямо на улицах. Многие рязанцы до сих пор помнят, как подстреленные дротиками со смертельной дозой снотворного собаки в предсмертных судорогах ползли к человеку – в надежде на помощь. Такие истории появлялись на рязанских просторах интернета еженедельно. Законопроект пока отозвали. Как показывает практика, его непременно вернут на второй круг. А там и до утверждения, как и до трупов животных на наших раздолбанных улицах – рукой подать.
Нина ЛАВРОВА