Почему жители Сапожка не хотят стать обитателями исторического поселения
Уезжая из очередного районного городка, всякий раз думаю: «Какая красота! Какие разруха и безысходность…» Эта же мысль возникла в середине апреля в Сапожке, в котором что ни дом – то уникальная уходящая старина, что ни здание – то развалина с обвалившейся штукатуркой. Обладать таким богатством и не суметь его сохранить, не захотеть воспользоваться – что может быть безалаберней? Можно ли сохранить здания с архитектурными изысками, которые в современном мире считаются лишними, и зачем это нужно? Попробуем ответить на эти вопросы.
Без пробок и высоток
Центральная площадь отражает всю нелепицу триединства современных символов: купола православного храма, советский памятник Ильичу и полицейская машина
«Уездные» города удивительны хотя бы тем, что, гуляя по ним, вместо заборов и высоток видишь небо. Заборы есть, но чаще всего это штакетники из далекого «деревенского» детства, в которые можно пролезть, отодвинув пару разболтавшихся досочек. Малые города – это свисающие на дорогу ветви яблонь и вишен, это встречающиеся на пути деловитые куры, это местные, которые с пристрастием допрашивают каждого «чужака»: «А чего это вы здесь? Зачем снимаете?» Это настоящие чудеса: отсутствие автомобильных пробок и такое малое количество людей, что кажется – здесь продолжается режим изоляции, сейчас из-за угла вывернет поливальная машина и уничтожит весь сапожковский ковид. Население райцентров уменьшается с каждым годом: сейчас в Сапожке осталось около трех тысяч местных жителей. При желании их всех можно разместить в трех типовых высотках.
Вид на нотариальную контору на ул. Советской
Доехать до Сапожка непросто, поскольку на протяжении примерно пятидесяти последних километров новое дорожное полотно периодически сменяется жуткими ухабами и рытвинами. Водитель арендованного автобуса из подмосковных Луховиц искренне ужаснулся: «Как вы это терпите? Вы же тоже платите налоги, как и мы, наши жители уже такой скандал подняли бы!» Да поднимаем мы, поднимаем, только толку – ноль. Еще он пришел в недоумение от состояния двух встретившихся на 130-километровой трассе туалетов. Вероятно, это и есть одна из наших особых туристических достопримечательностей.
Мечта урбаниста и юмориста
Главная площадь города как нельзя лучше передает всю нелепицу триединства современных символов: купола православного храма, советский памятник Ильичу и полицейская машина с проржавевшими боками. Средневековье, кровавая революция и самая-пресамая современность, только без автозаков. Снимки этого места гуляют по интернету, но увидеть его своими глазами – особое удовольствие, мечта патриота, урбаниста и юмориста одновременно.
Последние обитатели аварийного дома на ул. Гусева
На главной улице Советской стоят стройным рядком совсем не советские двухэтажные дома – кирпичные, массивные, в стилях барокко и классицизма. Годы постройки – с 1880 по 1910-е. Возвели их для купцов Шульгиных, Мироновых, Новодережкиных, Нестеровых. Дома белого цвета или пастельных цветов, только с отвалившейся штукатуркой. Еще лет сто простоят, снести эти стены в метр толщиной будет трудно. Тротуары даже на центральной улице, похоже, в последний раз ремонтировали те самые купцы в конце XIX века, пыль с песком от малейшего дуновения ветерка летит горстями в лицо, но зато стало понятно, за что бьется давний друг и автор статей рязанской «Новой» Владимир Горохов. За запрет на снос этих строений. А также некоторых других на улицах Гусева, Ленина, Садовой, которые вполне можно отреставрировать и спасти.
Непонятное новшество
Долгие годы Горохов бился за объекты архитектурного наследия в одиночку. Будучи чуть больше десяти лет назад мэром, даже преступил закон: продал одно здание предпринимателю с условием его восстановления, а выручку положил в бюджет муниципалитета. Вскоре он лишился поста, в том числе, и за этот поступок. Он стал рядовым пенсионером, который продолжал добиваться реставрации и сохранения старинных зданий. Какое-то время назад у него появились соратники – градозащитники Андрей Петруцкий и Игорь Кочетков, руководители регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Они написали программу и выиграли президентский грант, который будет потрачен, среди прочего, на поиски настоящих хозяев для старых домов. Уже сейчас разрабатывается сайт, зайдя на который, предприниматели – потенциальные хозяева – смогут изучить параметры зданий и прикинуть, возможно ли разместить в нем магазин, кафе или детскую «развивашку». Затем арендовать его, вложив средства в ремонт и дальнейшее поддержание.
Фрагмент дома
В начале этого года правительство Рязанской области выделило средства на обследование зданий Сапожка для признания его историческим поселением. Выигравший торги подрядчик уже работает. Однако это не нравится местным жителям: они опасаются, что «будет, как в есенинских местах».
– Есть тут у нас один – все ходит, жалобы пишет: то дом не в тот цвет покрасили, то крышу не тем покрыли, – разоткровенничалась продавец одного из магазинов на Советской.
– Горохов?
– Вот, даже вы его знаете. Это что ж такое: какую могу крышу – нельзя, какую надо – денег за всю жизнь не собрать.
Любое непонятное новшество вызывает у людей отрицание, тем более, в провинции. Пока никто не озаботился объяснениями, что значит «историческое поселение», чем оно грозит людям, а какие может принести дивиденды. Словно не для них делается. И не для их детей.
Екатерина ВУЛИХ