Мастер резьбы по дереву Александр Зимин в очередной раз опасается закрытия бесплатной выставки его работ
Адрес Новослободская, 20 известен далеко за пределами Рязанской области. На выставку резьбы по дереву мастера Александра Зимина приезжают туристы из Москвы и Пензы, Липецка и Нижнего Новгорода. Своему мастерству он обучил более 250 учеников. Уникальность этого места не только в удивительно оригинальных, поднимающих настроение работах, но и в том, что посетить выставку можно абсолютно бесплатно. Зимин также не требует денег и за уроки резьбы по дереву. Но совсем скоро Рязань может лишиться этой туристической изюминки.
Ветхий дом Зимина
Историю Александра Зимина знает почти каждый рязанец: больше 30 лет назад он взял в руки корягу, немного обстругал, и получилась лиса. Ему понравилось, и он начал мастерить маски, панно, разнообразные фигуры. Сначала он вырезал для себя, потом на работе его попросили устроить выставку. А после дали пустующее здание под клуб резьбы по дереву и пригласили преподавать в техникуме. И все бы ничего, да не смог Зимин подстроиться под требования рыночных отношений. Все кругом стало платным – у Зимина по сей день выставка бесплатная, обучение бесплатное. Ни баночки для пожертвований, ни даже мыслей таких у Александра Васильевича нет. Он откровенно не понимает, как можно брать деньги за просмотр его работ или за обучение такому важному, такому исконно русскому ремеслу. С него же деньги берут – за аренду здания, за свет, воду, газ… Правда, сломалась АОГВ, и теперь в помещении выставки, мягко говоря, прохладно даже в теплое время года. Потому что дом древний, построен за несколько лет до 1917 года. Зимин латает его, как может: тут подкрасил, там крышу залатал, веранду пристроил. Но все это – не его, арендованное, поэтому боится мастер, что его «снова подпалят».
Первое здание клуба на Урицкого, 66 подожгли в 2007 году. Его Зимину отдал в пользование первый рязанский мэр Валерий Рюмин. За вторым зданием мастер пошел к Павлу Маматову и получил другое на тех же условиях: бессрочное безвозмездное пользование. На месте сгоревшего клуба стоит особняк. Зимин боится, что то же самое приключится и с этим клубом на Новослободской.
Александр Васильевич говорит, что раньше отношения с властью были гораздо проще: он мог зайти к мэрам и поговорить на равных, сейчас ни до кого невозможно достучаться. Даже если он относит письмо в приемную какого-либо чиновника, ждать сообщения о номере входящего обращения приходится по несколько дней.
Несостоявшийся собственник
– Мне тут умные люди подсказали: «Зимин, да за твои заслуги тебе уже давно это здание должны дать приватизировать!» И я подумал, а почему бы нет? Если оно будет у меня в собственности, никто не станет его поджигать – нет смысла. Найду спонсора, поможет он мне все отремонтировать, а я выделю ему часть здания. Хотел я с этой идеей к мэру Сорокиной попасть на прием – не принимает, губернатор не принимает… Как же они с людьми общаются? – удивляется собеседник.
Надо сказать, что с интернетом Зимин «не дружит», общается с чиновниками с помощью обычных рукописных писем. И в одном из ответов власти нашли решение его проблемы: он должен зарегистрироваться как предприниматель, выплачивать арендную плату исходя из рыночной стоимости, и через пять лет у него появится право на выкуп здания. Александр Васильевич зарегистрировал ООО «Зимин-маска» и получил расценки: сначала ему сообщили о плате в шесть с небольшим тысяч рублей в месяц, на днях он узнал об увеличении в два раза – около 13-ти в месяц. С учетом оплаты услуг ЖКХ сумма увеличится на несколько тысяч рублей.
По такой схеме Александр Васильевич должен будет оплачивать счета с 2022 года, пока же действует договор аренды не с предпринимателем Зиминым, а с Зиминым – руководителем общедоступной выставки. Если он передумает выкупать здание, то плата может остаться прежней, около 400 руб. в месяц. Но тогда мастер по-прежнему будет опасаться поджога и утери всех своих ценностей. Помочь ему никто не спешит, с ним разговаривают на «рыночном диалекте», который пенсионер не понимает и не хочет понимать.
– Я же не беру деньги за свою работу, откуда у меня появятся эти тысячи? – удивляется он. – Это больше моей пенсии.
В компании Пугачевой и Путина
Алла Пугачева, Михаил Жванецкий, Леонид Брежнев и несколько Путиных – маски всех этих покойных и ныне здравствующих личностей с пола до потолка украшают стены помещения выставки. Зимин и сам немного похож на экспонат – такой же уникальный, с четким разграничением понятий «порядочно» и «непорядочно», с бесконечной верой в возможность диалога человека с властью. Он и сейчас верит в лучшее, после разговора об оплате в почти 13 тыс. руб. за месяц пребывания бесплатной выставки в древнем обветшавшем доме.
Заядлый голубятник, он до сих пор поддерживает эту полузабытую городскую традицию: птицы живут здесь же, на Новослободской, в сарайчике. Александр Васильевич с улыбкой вспоминает, как в детстве обменивал их и продавал, и у него всегда были деньги на карманные расходы, порой даже родители взаймы спрашивали. Но брать деньги за просмотр экспонатов или учебу – это совсем другое, это невозможно.
Пока он пытается решить свою проблему, к дому с бесплатной выставкой подступают коттеджи. Буквально пару месяцев назад снесли два дома через дорогу, вскоре на этом месте появятся новоделы. Захотят ли власти оставить островок бесплатной деревянной красоты среди новостроек? А если все-таки позволят уничтожить «деревянную жемчужину» Рязани, то грош цена всем их разговорам о туристической привлекательности региона.
Екатерина ВУЛИХ