Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 6 мая 2021 г.
Низкопоклонство перед запахом
 Ароматы юности спустя годы помогают постичь радости взрослой жизни  

Рязань. Весна. Вторая половина шестидесятых. Окрестности кремля. Половина первого ночи. Влюбленная пара медленно идет по тихой улочке рядом с хлебозаводом. 

В воздухе запахи свежей листвы мешаются с ароматом вкуснейших пирожных.

– Какую же вкуснятину там делают! – вздыхает она.

– Твоя мама тоже здорово печет, – уверенно признается он.

– Ребята, подойдите, пожалуйста, к окошку, – неожиданно раздается приятный голос из темноты. 

Парень и девушка на мгновение замирают, а потом повинуются внезапному оклику.

– Угощайтесь, – приветливо говорит улыбчивая круглолицая женщина и протягивает молодому человеку огромный кусок лакомства – нечто среднее между тортом и кексом.

– Спасибо, а сколько... – хором пытаются спросить про цену влюбленные.

– Ребят, ничего не надо, – быстро отвечает мастерица, закрывает окно и скрывается в недрах горячего цеха.

Через много лет мои родители не раз будут пересказывать этот случай, делая акцент на том, что ничего более душистого и вкусного им, наверное, пробовать не приходилось.

Детство и юность – это не только хранилище ключевых впечатлений жизни, но и удивительная кладовая самых стойких и притягательных запахов.

Я очень ценю эти милые ароматы нежного возраста. Ранее утро. Вялая борьба с остатками сна. Бабушка настойчиво будит меня, но я соплю, ворочаюсь и протестующе мычу. Уговоры не действуют, и потом в ход идет секретное оружие. Блюдце с очищенным и порезанным на восемь частей яблоком. 



Запах нежной сладости, который источает этот желтоватый фрукт, зовет как можно скорее сесть и приступить к дегустации. После первого же кусочка желание спать улетучивается. За пару минут ты с довольным видом заканчиваешь эту генеральную репетицию завтрака и стремительным шагом направляешься умываться.

Выходной, а может быть, летние каникулы. Мы вместе с дворовыми друзьями идем гулять в большую лесопосадку за Московским шоссе. Останавливаемся около железной дороги, чтобы посмотреть на огромные товарные поезда. Вагоны проносятся так стремительно, что не успеваешь их сосчитать. Нос выхватывает оттенки креозота, который источают шпалы с железистым шлейфом, идущим от рельсов. Похожий запах я ощущал, когда подростком шел на Борковской карьер по полузаброшенной железнодорожной ветке, проходившей мимо Троицкого монастыря. Некоторые составы, которые я наблюдал в те далекие годы, перевозили торф, и синтез перечисленных ароматов через десятилетие, наверное, закрепил мое благоговение перед британскими напитками со схожими органолептическими свойствами. 

Вечер. Папа усталый, но довольный приходит с работы. От него пахнет уличной свежестью, а еще приятной смесью табака и жареного хлеба. У меня на душе светло из-за предвкушения аппетитного ужина, интересных застольных разговоров с родителями и вечернего семейного чтения. Ароматы, знакомые с детства, спустя годы и вправду помогают постичь радости взрослой жизни.
Денис ПУПКОВ