Легенда московского «Спартака» отметил в Рязани уже свой второй юбилей
В отечественном футболе немного найдется игроков, которых бы любили и уважали вне зависимости от их клубной принадлежности. В первую очередь, на память приходят, конечно же, спартаковские легенды конца 1970–80-х годов прошлого века Федор ЧЕРЕНКОВ и Юрий ГАВРИЛОВ. И если Федор Федорович все никак не выберется в наш город, то Юрий Васильевич в последнее время у нас – частый гость. Достаточно будет сказать, что в Рязани он отметил уже свой второй юбилей.
Желанный гость
Пять лет назад по инициативе областного фан-клуба московского «Спартака» в Рязани состоялся турнир, посвященный 55-летию Юрия Гаврилова. Именинник к месту события прибыл лично и был приятно удивлен увиденным. О том, что с годами популярность конструктора спартаковских атак лишь растет, можно было судить хотя бы по тому факту, что принять участие в соревнованиях тогда изъявили желание более двух десятков любительских коллективов. И вот прошло пять лет – и очередной юбилей Василича на рязанской земле.
Наиболее плодотворным в этом отношении был прошлый год, когда Гаврилов отметился сразу двумя визитами: в день города он выступал на ЦСК в составе звезд футбола СССР и России, а осенью провел уникальный мастер-класс для воспитанников КДЮСШ «Золотые купола».
А его первый приезд пришелся на год 40-летия (1993-й), когда Юрий Гаврилов, будучи игроком подмосковного «ИнТЕРРОСа», в очередном календарном матче отметился дублем в ворота местного «Торпедо», потерпевшего чувствительное поражение 1:4. Во втором круге счет оказался еще более неприличным (1:8), так что помощь звездного ветерана и не понадобилась.
Такая яркая жизнь
Футбольная жизнь Юрия Гаврилова была достаточно яркой, богатой на события и в целом удалась, так что выбрать что-то одно – главное, наверное, не представляется возможным.
– В первую очередь, конечно же, вспоминаются матчи чемпионата мира, Олимпийские игры, ведь мне посчастливилось принять участие во всех самых крупных турнирах планеты. Мне все дорого, ведь, как говорится, из песни слова не выкинешь. Взять поездку в Бразилию в 1980 году, когда сборная СССР приняла участие в матче, посвященном 30-летию стадиона «Маракана». Пусть он был товарищеским, но разве его забудешь? Впервые мы обыграли бразильцев да еще на глазах 130-тысячной армии их болельщиков. Захватывающими выдались поединки европейских кубковых турниров с мадридским «Реалом», английскими «Арсеналом» и «Астон Виллой», бельгийским «Брюгге». Не забыт и нереализованный пенальти в ворота «Андерлехта», этого гола «Спартаку» как раз и не хватило для выхода в полуфинал Кубка УЕФА. За спиной без малого пятьдесят матчей за национальную сборную, выступления в таких клубах, как столичные «Динамо», «Спартак», «Локомотив». Довелось также поиграть и за рубежом, в частности, в Финляндии. Единственное, чего, может быть, не хватает, так это крупных побед, ведь кроме чемпионата СССР по большому счету выиграть так ничего и не удалось.
Еще одно достижение Юрия Васильевича – шестеро детей: двое в первом браке, и еще четверо – во втором. Самый младший сын Юрий занимается футболом в спартаковской Академии.
Квартира напротив Кремля…
Юрий Васильевич – просто уникальный рассказчик футбольных баек, некоторые из которых, что называется, на грани. При этом обязательно добавляет: «Это все – истории из жизни».
– В конце 1970-х у меня были проблемы с жильем, – начинает свой рассказ юбиляр. – На семью из трех человек трехкомнатной квартиры не полагалось, но после выигрыша Спартакиады народов СССР пошли на уступку, так сказать, в виде исключения. Я пересмотрел около 20 квартир в Москве, но никак не мог выбрать: то метраж был мал, то санузел не устраивал. И вот опять пришел Николай Петрович Старостин, курировавший этот вопрос, и сразу мне: «Ну, что, Гаврилов, опять ничего?» Я попытался объяснить, что ванна мала для моего роста 183 сантиметра: «Что же у меня ноги в коридоре должны торчать?» Не говоря ни слова, Николай Петрович отправился к Бескову доложить, что я опять отказался. Тот начал орать, дескать, пусть заканчивает со своими фокусами – они-то, видно, думали, что я над ними издеваюсь.
Успокоившись, Константин Иванович сказал: «Ладно, пусть сам ищет себе квартиру». Но патриарх футбола, решив максимально ускорить процесс, вопрос несколько видоизменил: «Гаврилов, где ты хочешь квартиру?» И я в ответ ляпнул, не думая: «Николай Петрович, дайте мне жилье где-нибудь напротив Кремля». Старостин несколько замялся, потом, поправив очки, издал непечатную фразу, которую закончил вопросом: «А где ж там строят?» Вся команда буквально полегла от смеха, но когда дед, а был он уже в преклонных годах, опять отправился к Бескову, и оттуда такое понеслось, что я понял – пошутил совсем не так, как надо. И вот опять появляется наш легендарный начальник команды и говорит: «Слышь, Гаврилов, ты заканчивай мне тут свои шуточки, иначе умрешь под забором». Я в ответ: «Да, Николай Петрович, под кремлевским…»
«Не знаешь, что делать, отдай мяч Гаврилову!»
Фраза: «Не знаешь, что делать, отдай мяч Гаврилову», в футбольном мире уже давно стала крылатой, ее частенько применяют и по поводу и без. А на самом деле, оказывается, старший тренер «Спартака» Константин Бесков имел в виду не совсем то, к чему привыкли мы.
– На одном из разборов мы просматривали запись игры, с мячом был Сочнов, который сделал с ним четыре или даже пять касаний. Константину Ивановичу, заставлявшему нас проходить середину поля в два, максимум три касания, это крайне не понравилось. «Главный» остановил картинку на том моменте, где Володю встречает соперник, а я один стою в центральном круге, и начал распекать защитника. Тот стал оправдываться, дескать, некому было отдать. Бесков несколько вспылил: «Как это некому отдать?» Он, конечно, имел в виду, что помимо Сочнова в команде еще десять человек. Но потом посмотрел на картинку, а поблизости-то никого, кроме меня, и нет. Сначала он замялся немного от подобного поворота событий, а потом говорит: «Что ты мне рассказываешь, никого нет? Не знаешь куда отдать мяч, отдай Гаврилову, он знает, что с ним делать!»
Особенность организма
В свои футбольные годы Юрий Васильевич не был ярым режимщиком, скорее даже наоборот: никогда не упускал удобного случая после тяжелого матча восстановить физические и нервные затраты народными средствами. Впрочем, очевидцы утверждают, что гулянки никак не отражались на его игре, в противном случае вряд ли игроцкая карьера Гаврилова продолжалась до 43 лет.
Также известно, что одной из особенностей Гаврилова была та, что от обезвоживания его организм за время матча терял до нескольких килограммов. И вот как-то после одной из важных международных встреч двух лучших спартаковских игроков – Черенкова и Гаврилова – отправили на допинг-контроль.
Для проведения этой важной процедуры в специально отведенной под это комнатке оказалась целая батарея бутылок отличного пива. Федор быстренько махнул бутылочку, исполнил необходимые действия и, что называется, отбыл восвояси. А Юрий сразу смекнул, какой чудесный случай представился нежданно-негаданно, и пока полностью не восстановил жидкостный баланс, на требования медицинских работников попросту не реагировал.
Когда же, наконец, он появился в клубном автобусе, где партнеры по команде уже не на шутку обеспокоились судьбой товарища: не случилось ли чего? Однако, едва увидев довольное лицо Гаврилова, начали пенять ему по поводу задержки, но тут же услышали в ответ:
– А что я могу сделать? Вот такая у меня особенность организма!
«Новая газета» желает Юрию Васильевичу здоровья и успехов во всех начинаниях, и с нетерпением будем ожидать его очередного приезда, который обязательно состоится, а с ним и новых забавных историй.
Юрий МАТЫЦИН