Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№25 от 6 июля 2017 г.
НерасТРАЧенный талант
 Благодаря харизматичному и чуткому педагогу Рязанского музыкального колледжа вчерашние студенты-вокалисты получают международное признание

Однажды знакомая пианистка заметила, что сегодня не поют только ленивые, причем желание петь очень часто никак не связано с полным отсутствием слуха или голоса, без которого заниматься этим делом весьма затруднительно. Надо признать, что среди любителей вокала не так много тех, кто выбирает классическую музыку и хочет обучаться пению профессионально. Голос, за редким исключением, требует не меньшей огранки, чем алмаз, которому предстоит засверкать бриллиантом, если повезет оказаться в руках хорошего мастера. Именно за этим идут молодые люди в класс Светланы Константиновны ТРАЧ на отделение академического вокального искусства в РМК им. Пироговых, в котором она преподает сегодня. 

Светлана Трач родилась в Сибири, а выросла в Краснодаре. Пела с детства, но на семейном совете решили, что девочке надо получить серьезную специальность. Выбор пал на политехнический институт, в котором студентка отмучилась два года. Интереснее спецпредметов была художественная самодеятельность, в которой Светлана принимала активное участие, но, к сожалению, в сессию приходилось сдавать другие дисциплины. В 1969 году девушка решила ехать в Москву, попробовать поступить в легендарную Гнесинку на академический вокал. «Если поступлю, – думала она, – значит, это – мое. А не примут – вернусь в политех и буду доучиваться и петь там». 



Талант абитуриентки заметили, а красивое меццо-сопрано – услышали. Светлана распрощалась с техническим вузом и стала учиться тому, что любила с детства – музыке, которую всегда считала «откровением более высоким, чем мудрость и философия» (Людвиг ван Бетховен). 
Она рассказывает, как много и интересно работала в Москве, сотрудничая с молодыми тогда композиторами Л.Лядовой, М.Табачниковым, Л.Новиковым.
Все было бы замечательно, но студентка Трач не имела московской прописки, поэтому пришлось подыскивать работу за пределами столицы. Ей предложили на выбор несколько городов, среди которых оказалась и Рязань.

– Город мне понравился, – вспоминает певица. – Здесь работал интересный музыкальный лекторий – классический и детский, были хорошие гастроли по области и за пределами. Я пела на своей второй родине в Краснодаре и в Черновцах на Украине. А какие артисты были у нас! Баритон Н.Белый – выпускник Московской консерватории, бас В.Кригер и О.Разногорская – консерватория Нижнего Новгорода. Мы активно сотрудничали с Большим театром СССР: приглашали артистов в наши постановки, например, на партию Ленского в «Евгении Онегине», потом ездили с этой программой по районам. Ставили своими силами «Князя Игоря», исключая балетные сцены, но голоса у нас все были свои. И так – в течение тридцати лет! В Рязани же я вышла замуж, у меня родилась дочь.

Я слушаю Светлану Константиновну, и вопрос о том, почему она, как и ее коллеги, не получила звания, отработав столько лет в филармонии, слетает с языка. Известно, что Рязань, поклоняясь приезжим, своих артистов не жалует. Может, непрестижно иметь в составе труппы или коллектива заслуженных и народных? Из классических музыкантов звания Заслуженной артистки РФ была удостоена виолончелистка Тамара Иванишко, а певцу Николаю Белому повезло меньше, потому что он получил его… увы, посмертно.

– Да, это так, – разводит руками Светлана Константиновна. – Мы ездили и ездили с гастролями, выполняя и перевыполняя план, но к нам относились так, будто мы из обслуживающего персонала, который живьем озвучивает городские мероприятия. Всюду в стране были передовики – на заводах и фабриках, на стройках; заслуженные врачи и учителя, и мы много выступали перед этой категорией граждан во славу их. Но ведь и наше «производство» – тоже ежедневный кропотливый труд, которого не видно из зрительного зала. И у нас были и есть люди, труд которых должен быть признан и отмечен по достоинству, что и выражается в форме получения артистом заслуженного им звания. Так происходит везде, но не в Рязани, где испокон веков артисты унифицировано-безлики. Каждый новый директор приходит в филармонию для решения своих личных вопросов, а артисты – всего лишь разменная монета директорского самолюбия. Помню, как тогдашний шеф на вопросы о званиях отвечал контрвопросом: «А зачем вам это надо?»

В Москве, в министерстве культуры, удивлялись: в Рязани нет достойных? Были и есть! И пианист Евгений Антипов мог иметь звание, и Марина Чернышова, и скрипачка Татьяна Соколова. Незаслуженно бедно выглядит город в этом плане. Меня на звание рекомендовало Министерство культуры РФ, не Рязань. Но здесь это проигнорировали, правда, наградили Знаком «За достижения в культуре». И я ушла из филармонии в одиночное плаванье. Создала свою программу и ездила с ней, занималась лекторско-просветительской работой пятнадцать лет. А в 2006 году меня пригласили в РМК на отделение академического вокала.

Сегодня у педагога Светланы Трач блестящие результаты: ее студенты продолжают обучение в консерваториях Москвы, Саратова, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода. 

Тридцать лет на сцене оказались ей в помощь, потому что Светлана Константиновна начала учить пению, имея за плечами огромный вокально-сценический опыт. Но артистка Трач поехала по мастер-классам России постигать основы педагогического искусства: в Питер – к Ирине Богачевой (народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР) и Тамаре Новиченко (профессор кафедры сольного пения Санкт-Петербургской консерватории, выдающийся преподаватель по вокалу. Среди ее учениц – Анна Нетребко). 

Потом были международные мастер-классы в Ростове-на-Дону. Консерватория города пригласила итальянцев: Брунетти (он пел с великой Калласс в Ла Скала), Гроссели, Сваба. 

– До сих пор благодарна судьбе за то, что получила возможность учиться у итальянских маэстро, по программам которых я стала заниматься с моими студентами, – говорит Светлана Константиновна.

Ее ребята выступают много: в художественном музее и Доме-музее И.П.Павлова, в библиотеке Горького и в школах. Сегодня у педагога в работе несколько тематических программ: пушкинская, есенинская, музыка Шуберта, а на следующий год в планах – Кальман – к юбилею композитора. Этим она займется уже в сентябре, а летом нужно думать над произведениями, которые предстоит подобрать каждому студенту с учетом его особенностей, а потому совсем отдохнуть от работы не получится. Вот такой у нее ежегодный творческий отпуск – в думах о следующем концертно-преподавательском сезоне.

Ученики Трач – лауреаты Международных и Всероссийских конкуров (Д.Ульяновская, А.Молодец, С.Миронова, Л.Закарян, Е.Митина, К.Попова, Р.Шереметьев).  

Есть у Светланы Константиновны награда очень редкая: в 2012 педагогу была вручена номерная (№728) «Петровская грамота» от Общероссийского общественного движения «Россия православная» за большой вклад в развитие национальной культуры и воспитание подрастающего поколения.
Светлана Трач стала первой исполнительницей романсов Марины Крупиной, написанных на мои стихи специально для меццо-сопрано. Было это в конце прошлого века, на торжественном закрытии персональной выставки Антонины Усаченко в художественном музее, а потому спрашиваю педагога, в душе которой, конечно же, живет артистка: не тоскует ли она по сцене, нет ли желания петь самой?

– Желание петь осталось, но времени на себя нет совсем, все отнимает педагогическая деятельность. Да и молодым талантливым музыкантам надо дорогу уступать. Хорошим стимулом к работе стало напутствие прославленной Ирины Богачевой, которая сказала мне: «У тебя прекрасное вокальное ухо!» Педагог должен обладать очень чутким ухом, не учить студента под себя – «Пой, как я!», а подстраиваться под его голосовой аппарат, идти от его природы и возможностей. Ведь это – настоящая беда, когда музыкантам портят голоса, часто переделывая до такой степени, что потом приходится мучительно и долго исправлять, – говорит Светлана Константиновна.

Аристотель сказал: «Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение» – это и про педагога Светлану Трач.

Ее студентов отмечают на международных вокальных конкурсах. Екатерину Митину, например, услышала в Питере Т.Д.Новиченко и сказала, что у девушки уже готовый голос, нужно только заняться филировкой звука*. 

Значит, все делает правильно педагог академического вокала, певица с 30-летним стажем Светлана Трач, у которой слова не расходятся с делом, а ее педагогическая деятельность – естественное и успешное продолжение певческой карьеры. 
 
_______
*Филировка в вокале или филировка звука – это обозначение равномерно текущего, долго выдержанного звука без малейшего напряжения мышц шеи.
 
Ольга МИЩЕНКОВА