Знаменитый центральный защитник рязанского «Спартака» встретил 70-летие во всеоружии
Продолжается череда юбилеев звезд рязанского футбола. Спустя ровно два месяца после Сергея Недосекина свое 70-летие отметил еще один легендарный игрок и тренер Виктор ЛАВОЛИН. За его спиной без малого четыреста матчей чемпионата и кубка СССР, участие в событиях, многие из которых составляют золотой фонд главной дружины области.
Свою профессиональную карьеру Виктор Павлович завершил давным-давно, но в свои семьдесят выглядит едва ли не так же, как в пору футбольной молодости. Невольно складывается впечатление, что когда-то его погрузили в барокамеру и выпускают лишь при крайней необходимости. А если серьезно, несмотря на солидный уже возраст, Лаволин продолжает вести образ жизни, позволяющий пребывать в тонусе. Не упускает он возможности при каждом удобном случае выйти на футбольное поле, а если берет в руки свисток, то судить ему зачастую отводят самые ответственные поединки, на которые по ряду причин не многие отважатся.
Любовь к народной игре юбиляр бережно пронес через всю жизнь, относился к ней как к настоящему чуду, и она всегда отвечала ему взаимностью. При случае Виктор Павлович любит повторять слова, которые молодые вполне могут использовать как напутственные: «Футбол – хорошая вещь, но чтобы чего-то добиться, ему нужно отдаваться целиком и полностью, он требует к себе самого серьезного отношения и пренебрежения не прощает».
Сам Лаволин в футболе заметно преуспел, но, кажется, использовал свой потенциал далеко не полностью. В 1974 году, когда уже входил в пору зрелости, он оказался на просмотре в команде высшей лиги московском «Динамо». Но тут свою неблаговидную роль сыграл пресловутый комплекс провинциала, который стал настоящим бичом для наших сильнейших игроков разных поколений, которые во многом именно по этой причине так и не смогли проявить себя в элите, а некоторым даже и не удалось попробовать там свои силы. В их числе оказался и Виктор Лаволин, которого никто из столичного клуба не выгонял, но в какой-то момент взыграло самолюбие, он собрал вещи и отправился восвояси. А причиной послужило обстоятельство, которое нередко встречается не только в большом футболе, но и в большом искусстве, и называется оно – конкуренция. Когда рязанец приходил на тренировку, с ним никто, кроме известного нападающего Михаила Гершковича, не здоровался. Подобного пренебрежения к своей персоне стерпеть он не смог, что и стало причиной отъезда. Это уже потом пришло осознание того, что в футболе, как и в жизни, за все нужно бороться.
В итоге сменить обстановку юбиляр отважился лишь когда ему уже перевалило за 30 лет. Хотя приглашений из более успешных команд хватало и прежде, но тут не последнюю роль сыграл патриотизм. Возможно, кому-то понять это будет непросто, но Лаволин считал, что он, рязанец, должен выступать в своем родном городе: «Мне приятно вспоминать годы, проведенные в “Спартаке”. И если бы сейчас была возможность все вернуть назад, то, наверное, спал бы с мячом и тренировался по пять раз в день».
А самые памятные встречи, по собственному признанию, Виктор Павлович провел все же в первой лиге, ее с нынешней ФНЛ даже сравнивать как-то неприлично. В краснодарской «Кубани», куда его пригласили в 1978 году, и условия, и материальное обеспечение – все было на высшем уровне, только играй. Но как это зачастую случается, когда заветная цель близка, полностью сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей ему помешало событие, которое с полным основанием можно назвать одним из главных в жизни: у него родилась дочь. Всеми помыслами счастливый отец был в Рязани, и вместо того чтобы отдыхать и целенаправленно готовиться к играм, бывало, срывался и улетал домой. Впрочем, на чисто футбольных делах это сказывалось мало – Лаволин имел постоянное место в основе. Однако по окончании сезона он принял решение возвратиться в родной «Спартак», что, возможно, было ошибкой.
А уже через год ему пришлось завершить профессиональную карьеру, впрочем, произошло это помимо его воли. С приходом нового тренера началась коренная перестройка состава, и в нем уже не нашлось места недавним звездам Виктору Лаволину и Сергею Недосекину, лишь совсем недавно перешагнувшим 30-летий рубеж, что по тем временам считалось уже возрастом запредельным. В результате этого шага оба недоиграли по три-четыре сезона. Любопытно, что свой последний матч кубка России Палыч провел, когда до полувекового рубежа ему оставалось каких-то полтора месяца. Правда, произошло это не совсем на законных основаниях, что, впрочем, дела не меняет. Представитель тренерского штаба столь органично влился в состав, что никто из соперников подмены даже не заподозрил.
По воспоминаниям очевидцев, пройти Лаволина, которому словно само провидение отыскало на поле позицию, где в полной мере раскрылись все его сильнейшие качества, было делом не из простых. Словно вырубленный из камня, центральный защитник рязанцев имел неуступчивый характер и проиграть единоборство считал едва ли не личным оскорблением. На поле он не жалел ни себя, ни тем более противника, так что бывало доставалось от него форвардам, но большей частью брал все же футбольным интеллектом, что называется, читал игру. Немалую пользу команде приносили и его нечастые рейды по тылам соперников. Особняком стоит международный матч с французским ФСЖТ, когда юбиляр отметился дублем. Сам же он выделяет гол в ворота калининской «Волги» в 1974 году, забитый прямым ударом со штрафного. Хотя разящим «выстрелам» в своем исполнении всегда предпочитал результативные передачи, кои ценил ничуть не меньше.
Завершив выступления на союзном уровне, Виктор Лаволин вынужден был опуститься на региональный, где чуть ли не ежегодно становился чемпионом. А пять лет спустя состоялось его возвращение в «Спартак», правда, уже в новом качестве – главного тренера, что наглядно говорит, сколь высоким авторитетом он пользовался в рязанском футболе. Хотя, как впоследствии считал сам Виктор Павлович, тот шаг оказался несколько поспешным, поскольку в то время он в полной мере еще не был готов возглавить команду мастеров, да и момент для старта тренерской карьеры выдался далеко не самый подходящий. Был он не хуже своего предшественника, но чего-то серьезного добиться ему так и не удалось. Ограничился лишь «бронзой» турнира спартаковских команд зимой 1985 года и, отработав два неполных сезона, покинул клуб.
Впрочем, своей дальнейшей жизни вне футбола он просто не мыслил. Возглавлял рязанский «Феникс», не единожды выигрывал с ним главные региональные турниры. Приложил свою руку к становлению нынешнего мини-футбольного флагмана «Элекса». В середине 1990-х на два сезона вернулся в главную дружину, которая тогда вела борьбу за выход в первую лигу, но до выполнения «вечной» задачи самую малость не дотянула.
Свою заметную лепту Виктор Павлович внес и в дело подготовки кадров. Ему по душе пришлась работа с мальчишками, им он щедро передавал свои знания и богатейший опыт. Так же, как когда-то его пестовал легендарный футболист 40–50-х годов прошлого века Сергей Сергеевич Рычагов на стадионе «Сельмаш» (сейчас на его месте расположен Центральный спорткомплекс). Неудивительно, что посевы вскоре дали мощные побеги, и лаволинские воспитанники Александр Сауткин, Владимир Куганов, Сергей Копьев не только доросли до уровня команды мастеров, но и сумели оставить в ее истории заметный след.
В последние годы легенда футбола большую часть времени посвящает семье, ведь уже внучата подрастают. Однако едва ли не каждое его посещение родного стадиона «Спартак» становится настоящим событием: поток воспоминаний буквально бьет через край. Спасибо, Виктор Павлович, за все, что вы сделали, всегда оставайтесь таким же принципиальным и беспощадным к недоброжелателям рязанского футбола. С юбилеем!
Юрий МАТЫЦИН