Команда губернатора тянет регион в долговую яму. Тем временем серьезный бизнес не спешит вкладывать деньги в рязанскую экономику
27 сентября назад на расширенном заседании правительства Рязанской области была одобрена долгосрочная целевая программа «Повышение регионального инвестиционного потенциала в 2012–2014 годах». Авторы документа предполагают, что его реализация обеспечит рост объема инвестиций в основной капитал в 1,8 раза, создание около тысячи новых рабочих мест, будет способствовать расширению торгово-экономического сотрудничества. Губернатор Олег Ковалев на этом же заседании заверил присутствующих, что в регионе ведется большая работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, формируются индустриальные площадки комплексного развития территорий. «В Рязанской области созданы все необходимые условия для реализации инвестпроектов любого масштаба», – резюмировал Ковалев.
Сопоставив декларации и реальность, рязанское бюро «Новой» задалось вопросом: а так ли обстоят дела с инвестициями в регион на самом деле?
Зона китайского влияния
Насколько увеличился аппетит российских и иностранных инвесторов за время правления Ковалева можно судить по приведенным в этом материале диаграммам, опубликованным на сайте облправительства. Можно сколько угодно кивать на кризис, но в таких соседних регионах как Калужский или Тульский динамика несколько иная.
Один из наиболее масштабных и разрекламированных проектов, о которых губернаторская команда периодически напоминает общественности – создание особой экономической зоны (ОЭЗ) в Пронском районе, которую формируют вблизи одной из крупнейших в Европе Рязанской ГРЭС. Стратегическими инвесторами здесь вроде бы выступают китайские предприятия, при этом речь идет о некоем государственно-частном партнерстве.
Чьи интересы будет блюсти эта загадочная структура и когда ее деятельность принесет первые реальные результаты аналитики прогнозировать не решаются.
Пока во время взаимных визитов друг к другу рязанских чиновников и бизнесменов из Поднебесной было решено организовать специальную совместную рабочую группу для разработки технико-экономического обоснования проекта ОЭЗ.
Сбыт или не сбыт?
Пока же региональные власти рапортуют, что на территории области реализуется 70 различных инвестиционных проектов.
И тут же правительственные чиновники оговариваются – например, рязанский агропром готов производить больше овощей, молока, мяса, фруктов, но реализовать свою продукцию мы не можем, потому что у нас нет предприятий, где бы, к примеру, картошку мыли, калибровали, перерабатывали и упаковывали в соответствии с современными стандартами и требованиями крупных торговых сетей, куда должна поставляться продукция.
Прошлогоднее соглашение с одной из крупнейших торговых сетей России – компанией «Х5 Ритэйл», видимо, оказалось в большей степени декларацией. Магазины под известными брендами «Пятерочка» и «Перекресток» открылись большей частью в областном центре. Да и то единственный на всю Рязань «Перекресток» – это скорее дело рук руководства торгового центра «Малина», но никак не губернатора.
Наверное, крупные перспективные проекты в сфере сельского хозяйства ушли в прошлое вместе с прекращением активного лоббирования со стороны экс-главы федерального минсельхоза Алексея Гордеева и его единомышленника депутата Рязоблдумы Сергея Сальникова.
Другая беда – отсутствие современных центров логистики, которые могут направлять товарные потоки не только на внутренний рынок, но и на внешний, обеспечивая так называемый внешний спрос.
Виртуальные миллиарды
Еще один печальный пример громкого инвестиционного прожекта – подписанное почти три года назад соглашение между правительством Рязанской области и холдингом «Сибирский цемент» по строительству и эксплуатации завода в Михайловском районе. Согласно документу, уже в первом полугодии 2011 года планировался запуск первой линии производительностью 2,6 млн тонн.
При проектировании завода инвесторы планировали предусмотреть вопросы развития инфраструктуры территории района в целом и поселка Октябрьский в частности, в том числе водо-, электро- и газоснабжение, очистные сооружения, линии связи, транспортное сообщение, медицинское обслуживание, создание опорного пункта правопорядка, детские и образовательные учреждения, строительство коттеджного поселка на 100 квартир, начальной школы на 200 мест, пожарного депо на два автомобиля, системы водоснабжения и очистных сооружений мощностью 3,5 тыс. куб. м в сутки, а также физкультурно-оздоровительного комплекса на одновременное посещение 166 человек с двумя бассейнами, фитнес-залом, спортзалом с трибуной на 500 мест.
Круто? Скажите, так не бывает? Бывает. Но только не в Рязанской области.
Судьба этих наполеоновских планов незавидная – даже после экономического потепления институциональные инвесторы не спешат заключать многомиллиардные контракты.
Заметим, что и в случае с цементным заводом, и с проектом особой зоны в Пронском районе суммы инвестиций, судя по намерениям бизнес-структур, составляют свыше 50 млрд рублей.
Недавно губернатор Ковалев докладывал Путину: «Создание ОЭЗ даст мощный рывок развитию региона. Расчеты показывают, что уже к концу 2016 года дотационность снизится на 30%».
Такое ощущение, что все разговоры о привлечении в Рязанскую область инвестиций заканчиваются для экономики региона... очередным кредитом на неотложные нужды.
Так руководство областного минфина уже в ноябре-декабре этого года планирует привлечь новые кредиты под более низкие проценты и перекредитовать полученные ранее.
Сумма перекредитования, по оценке министерства, составит 1 миллиард рублей! Но это, оказывается, еще не предел. Внимание! «Мы берем немного с запасом, чтобы иметь резерв», – пояснил министр финансов Сонькин.
А вот деятельность другого министерства облправительства и вовсе непонятна. Речь о министерстве промышленности и наукоемких технологий. Поясним: промышленная политика всегда подразумевает развитие, а у нас получается, что никакого развития нет, заводы либо простаивают, либо занимаются откровенной профанацией, а министерство есть! Дошло до смешного – некогда прославленный станкостроительный гигант закупает в Китае станок, ставит на него свое клеймо и отправляет на выставку – авось купят...
Впрочем, считать политику губернатора в основных сферах жизни нашего региона однозначно провальной и неэффективной было бы глупо и некомпетентно. На некоторых направлениях у команды Олега Ивановича есть безусловные успехи. Взять хотя бы масштабное благоустройство дворов и внутриквартальных дорог в Рязани (на эти цели за год истрачено более 200 миллионов рублей), беспрецедентные закупки школьных автобусов для сельских детей, существенное увеличение ассигнований на строительство дорог в районах области.
Но эти достижения – по большей части заслуга опытных технократов из губернаторского окружения, таких как глава областного минтранса Ахметов и мэр Рязани Артемов.
Увы, эти удачно реализованные идеи меркнут на фоне куда более крупных проектов, чье будущее иначе как призрачным не назовешь. Северный обход Рязани, на завершение которого пока нет денег, высадка нескольких миллионов деревьев взамен сгоревшего леса, по большей части оставшаяся на бумаге, «виртуальное» строительство огромных свинокомплексов и элитных ферм по выращиванию гусей и уток с дальнейшей перспективой производства гастрономических изысков, невостребованность ценнейших запасов огнеупорных глин, кварцевого песка, известняка, торфа и фосфоритов. Список губернаторских упущений можно продолжать еще долго. Долго ли?
Отдел экономики