Один их наиболее самобытных рязанских художников делает свои работы для тех, «кто может раскрыть им навстречу свою фантазию»
Очередная монография Максимильяна Преснякова представлена на открытии персональной выставки художника «Из истории Рязанского края» в областной юношеской библиотеке им. К.Г. Паустовского. В своей работе автор делится размышлениями по книге В.Кандинского «О духовном в искусстве».
Отрадно, что выставочная экспозиция преследует просветительскую, гуманную цель ознакомить зрителей с историей Рязанского края со времен глубокой древности и до сегодняшнего дня. Похоже, открытие подобных выставок как на Рязанской земле, так и за ее пределами, явление в современном мире чрезвычайно редкое.
Максимильян Пресняков, как натура многогранная и одухотворенная, реализует свои идеи и в других видах искусства, увлекаясь музыкальным и литературным творчеством. К примеру, художник принимал самое активное участие в работе музыкальной творческой лаборатории «Полет Арьястэйя» в 2000–2004 гг.
Тепло поздравили художника с открытием выставки и выходом в свет монографии главный библиотекарь Светлана Зуева и Ирина Волкова. Поделились своими впечатлениями о творчестве Максимильяна Преснякова и председатель профессионального творческого Союза «Мещера» Велимир Федотов, Владимир Сыроешкин, преподаватель филиала высшей школы Народного искусства Санкт- Петербурга Светлана Анисина. Говорили о многогранном творчестве, об историческом и краеведческом тематических направлениях графики и живописи Максимильяна Преснякова.
Об истории Рязанского края на выставке повествуют «Буквицы» (тушь, перо), мастерски исполненные художником к книге «Олег Рязанский» Алексея Хлуденева. О подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны ярко, образно рассказывают иллюстративные работы «Алексей Тучин в Сапожке» и «Самолеты ПЕ-2 в воздухе» (линогравюры) к книге «Дань Отечества». Копилку славы наших достойных земляков пополнила и героиня линогравюры «Анастасия Цеденбал в Монголии».
Не за горами торжества, посвященные 200-летию начала Отечественной войны 1812 года. Эта тема прочитывается в замечательной работе Максимильяна Преснякова «Рязанский полк в 1812 г.» (бум., гуашь).
Полны патриотического пафоса прекрасные полотна художника «Призыв Прокопия Ляпунова» и «Засечная черта. Южный рубеж» (х., м.).
Работу «Мастерица», исполненную Максимильяном Пресняковым в соавторстве с Людмилой Пресняковой иначе как творческим чудом и не назовешь! Картина, словно птица Феникс, буквально возродилась из пепла!
«Мастерица», написанная художником, Заслуженным работником культуры Людмилой Пресняковой в 1972 году, могла порадовать зрителей, если бы не роковая случайность – пожар, случившийся в мастерской несколько лет назад. Максимильян Пресняков, будто сказочный волшебник, охотно взялся за восстановление почти утраченного полотна. В минувшем году художник успешно завершил восстановительные работы. И «Мастерица» получила свежее дыхание, вторую жизнь.
В центре композиции крупным планом выписана юная красавица, рукодельница, мастерица. С мечтательным взглядом, полным новых творческих замыслов и идей. Незатейливый головной убор украшен изящной вышивкой в сфере традиционного рязанского орнамента. Похожие орнаментальные мотивы гармонично выполнены и на скатерти, занавесках.
Поистине радует душу прекрасное цветочное узорочье! С таким же неописуемым восторгом в монографии «Ключи Марии» писал об орнаменте Сергей Есенин: «Орнамент – это музыка. Никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, все сердце и весь разум, как наша древняя Русь».
Максимильян Пресняков, весьма обаятельный и вдумчивый собеседник, охотно согласился дать эксклюзивное интервью.
«Если вам нужно Прекрасное – оно вокруг». Это высказывание автора как нельзя лучше, думается, отражают характер творчества художника. Но формулируя идею своего кредо и отвечая на вопросы, он подбирает другие слова.
–
«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» – писал Антуан де Сент-Экзюпери. Разделяете ли вы данную точку зрения?
– Со многими высказываниями этого известного писателя можно согласиться. Мои профессиональные занятия и есть для меня важнейшее средство общения. В искусстве художник использует для этого, по всей видимости, множество различных языков.
– В чем секрет вашего беспредельного творческого вдохновения?
– Ну, это, наверное, слишком громко сказано – «беспредельного». Я просто стараюсь быть чутким ко всему: к людям вокруг, к происходящему, к движениям собственной души. Меня несказанно вдохновляет постижение самой тайны бытия, образ живого света, который скрывается за нею.
– Как на сегодняшний день вы оцениваете свою творческую деятельность?
– Жизнь такова, что в своей деятельности и хотелось бы воплощать большее в творчестве, но, к сожалению, внешние обстоятельства далеко не всегда этому способствуют. Конечно, набираясь понемногу опыта, начинаешь чувствовать себя в чем-то гораздо увереннее. Но я стараюсь не оценивать себя, а находить свои ошибки и исправлять их. Мне кажется, что я вижу цель и пути ее достижения. Видимо, это – главное.
– Каковы ваши взгляды на живопись, ее место и роль в современном бытии?
– Это очень масштабный вопрос. На эту тему можно написать целую книгу. Если сказать кратко, то цвет, который обычно имеют в виду, размышляя о живописи, является одним из самых символических выразителей душевной динамики. А живой цвет, в независимости от его яркости, насыщенности, фактуры красочного мазка, является выражением «дыхания» живой человеческой души. Образом «трепета жизни».
– Какого стиля в живописи вы придерживаетесь?
– Изначально я не ставлю для себя задачи придерживаться тех или иных рамок. Думаю, что многие творческие идеи трудно ограничить «шаблонами стилей», но можно сказать, что реалистическое и символическое направления одновременно присутствуют в моих работах. Возможно, мне когда-нибудь удастся сформулировать менее коротко и ясно то, что можно именовать «авторским стилем», а может, это лучше получится у другого человека. Но в настоящее время это сделать не просто.
– А какова ваша оценка современного и будущего живописного пространства?
– Смотря что иметь в виду под понятием «пространство». Если под этим понимать стилевой диапазон изобразительного искусства, то очевидная реальность – художественные мировоззрения и художественные системы, используемые авторами в настоящее время, очень разноплановы. Многие авторы в который раз пытаются «изобретать велосипед». Как для них, так и для зрителей, доступно очень многое из культурного наследия и из того, что делается ныне. Это – примета времени. И этим следует с умом пользоваться. Хотелось бы, чтобы и в будущем, и в настоящем жизнью и творчеством художников, да и не только художников, руководило прежде всего гармоническое и творческое начала. Без этой необходимой тенденции, без «экоподхода» в искусстве, его будущее можно назвать плачевным.
– Кто является вашим учителем в традиционном классическом искусстве и по жизни?
– Мои родители являются профессиональными художниками и, конечно, оказали на меня большое влияние, потому как с малых лет рос я в особой атмосфере среди альбомов по искусству; посещал выставки и музеи, видел, как работают живописцы, как все просто и в то же время сложно. И со временем я понял, что творчество одних художников меня учит, других – вдохновляет. Творчество третьих – созвучно мне. Искренность в искусстве, наверное, это – открытость к любым художественным достижениям, которые могут пониматься и раскрываться по-новому и по-особому на разных этапах жизненного пути. Творчество многих художников, писателей, композиторов оказало воздействие на меня. Но назвать их в строгом смысле слова учителями нельзя. Да и отношение к кому-либо как к кумиру у меня никогда не было.
– В чем, по-вашему, заключается глубинный смысл творчества художника?
– Искусство по большому счету есть средство познания и одухотворения реальности. Есть те сферы деятельности человека, в которых все внимание уделяется одному, а другое не замечается или считается второстепенным. Искусство – одна из тех сфер, которая позволяет естественным образом объединить искусственно разрозненные аспекты человеческого бытия и его сознания. В целительной силе заключается один из глубинных смыслов искусства и творчества. В гармоническом слиянии временного и вечного начал в человеке. И каждый художник лишь в меру скромных предоставленных ему сил может воплощать это в своей деятельности.
– Вас ведет по жизни одиночество?
– Отчасти да. Причем вне зависимости от того, сколько людей вокруг меня находится. Одиночество, наверное, – свойство живой души, заброшенной в этот мир.
– Традиционный вопрос: ваши планы на будущее?
– Планов много. Есть задумки продолжить ранее начатые серии работ, создать новые, восстановить по мере возможности кое-что из утраченного. Одни идеи со временем теряют свою важность, другие приобретают в весе. А что-то вдруг складывается почти спонтанно. Конкретнее говорить сложно – слишком много задумок… Я бы с удовольствием объехал с этюдником все красивые места нашей, да и не только нашей страны. Но подобные планы реализуются чрезвычайно медленно, поскольку требуют немалых, можно сказать, непосильных капитальных вложений. Поэтому в первую очередь реализуется наиболее осуществимое.
– Верите ли вы в возрождение традиционной русской культуры?
– Развитие цивилизации складывается так, что все постоянно меняется. И сохранение культурной самобытности – это не самоцель, а важнейший способ самосохранения для любого народа. Если что-то централизованно или насильственно «возрождается» или насаждается, то через какое-то время естественным образом согласно природе вещей последует противоположный процесс и результат. Остается всегда что-то глубинное, стремящееся очень мощно вернуть все к равновесию. И если иметь в виду именно «возрождение традиционной русской культуры», то следует понимать это как некое новое явление, базирующееся на глубоких корнях и пронизываемое веяниями со стороны. Ну, а если сказать эмоционально, то надеюсь и верю.
– В Вашем творчестве преобладает разумное или интуитивное?
– Много размышлял на эту тему. И пришел к ясному для себя выводу, что полноценное творчество невозможно без органического сплава интуиции и осмысления. Любой перекос в этом, по-моему, может привести к душевным проблемам и даже к физическим расстройствам.
Не так-то просто, как кажется на первый взгляд, постигнуть многоплановый мир Максимильяна Преснякова. По мнению художника, эта возможность кроется в резюме к одной из его выставок: «Мои слова могут понять и коллекционеры впечатлений, и философы-поэты, и просто мечтатели. Я делаю свои работы для тех, кто может раскрыть им навстречу свою фантазию, кто способен переживать красоту образа через игру стилей и оттенки цвета, через недосказанность».
Досье "Новой"
Максимильян Пресняков – член Союза Художников России, окончил рязанское художественное училище (живописно-педагогическое отделение), МГХА институт им. В.И.Сурикова (мастерская Искусства Книги). Художник оформил более 20 книг, изданных в Москве и в Рязани, среди которых два переиздания романа Алексея Хлуденева «Олег Рязанский», «Сказ о Дмитревой горе» Виктора Баженова, «Сказания Ростова Великого, записанные Александром Артыновым» под редакцией академика Бегунова и других. Внес посильную лепту художник и в оформление православных журналов. Майя МАРТОЛИНА