Как найти управу на самую подлую породу воришек
Дачные кражи – один из самых омерзительных видов преступления, потому как нищий, наглый и не желающий работать обирает такого же бедного, только работящего. Именно бедного, ведь в особняк богатого дачника за его двухметровые заборы с видеокамерами, охранниками и злыми собаками просто так не пробраться.
Чтобы быть «щипачом», нужно иметь тренированные, гибкие пальцы и, если хотите, талант. Чтобы «взять» банк, музей или «все, что нажито непосильным трудом» в охраняемой квартире, нужно иметь изрядный опыт, светлые мозги и веру в себя, этакий кураж. Чтобы вынести нехитрые пожитки из ветхого дачного домика, даже ума особого не надо. Не надо смелости (все равно никто не остановит и не поймает), не надо умения, нужно быть просто опустившимся донельзя изгоем, мерзавцем. Как иначе назвать существо, ворующее у старух, которые на пенсионные копейки покупают рассаду для огурцов и семена цветочков?
Дачные ОПГ
Принято считать, что «сезон дачных краж» начинается как раз осенью, когда уже последний урожай убран, владельцы заколотили окна и заперли на всевозможные засовы двери. Может быть, но, судя по народным наблюдениям, воровать не прекращают ни зимой, ни летом. Не гнушаются ни зеленью с грядок, ни транзисторами 1950-х годов выпуска, ни постельным бельем, ни запасами сухарей и чая. Весь секрет заключается в том, что «летние» кражи чаще всего не имеют никакого продолжения, уголовное дело по факту кражи огурцов с грядки завести попросту невозможно. Ущерб, по российскому законодательству, чересчур маленький. Вопрос спорный: это для кого как. Для семьи, балансирующей на грани нищеты, это невосполнимая потеря, невозможность сделать заготовки на зиму и «замечательная» перспектива несколько последующих месяцев жевать одну картошку. А если еще и картошку выкопали? Уже катастрофа.
На фоне иных преступлений воровство инструментов из дачных домиков выглядит смешно. «Пьяные» драки с ножевыми ранениями, неопознанные утопленники, пропажи людей – все это выглядит гораздо серьезнее украденных бочек, ведер и старых телевизоров. Но если проанализировать периодичность краж, упорство преступников и размах, с которым они действуют, вырисовывается уже совсем другая картина. Более неприятная. Получится, что в городе орудуют организованные преступные группировки, которые отправляются на преступления целенаправленно и вполне осознанно.
Судите сами. В первую очередь, отправляясь «на дело», воры проверяют наличие или отсутствие камер видеонаблюдения, деда с ружьем и сворой собак – это уже своеобразная разведка. Изучают качество заборов, дверей, замков, оконных решеток. Осматриваются, копошится ли кто на грядках близлежащих участков. И потом уже спокойно совершают свои преступления: выдирают решетки, выбивают окна, раскурочивают двери. В большинстве случаев к «вылазкам» подходят настолько основательно, что приезжают на транспорте: стройматериалы, бочки, дачную мебель и саженцы кустарников в кармане не унести. То есть компании «добрых молодцев» разъезжают среди бела дня по садоводческим товариществам чуть ли не на грузовиках, уносят с частных территорий крупногабаритное имущество и чувствуют себя спокойно. Потому что ни разу еще в сводках происшествий не появлялось новости о том, что «задержана ОПГ, члены которой промышляли воровством имущества с дачных участков на территории Рязани».
К слову сказать, если маргиналы не находят на дачном участке ничего для себя полезного и нужного, не гнушаются обычным вандализмом. Крушат старую мебель, раскидывают вещи, разливают остатки краски. Типичные отморозки, которых не принимает ни «вольное» общество, ни общество зэка.
«Нечего своровать – нагадят»
Председатель Рязанского Союза садоводов Галина МИХАЙЛОВА, знающая о проблеме не понаслышке, утверждает, что большая часть садоводческих товариществ не может позволить себе ни установку аппаратуры видеонаблюдения, ни даже оплату сторожа. Это не касается тех товариществ, которые являются садоводствами лишь на бумаге, по факту – давно превратились в коттеджные поселки. Говорит, что в последние годы люди уже перестали рассказывать ей о фактах воровства – устали. Потому что масштабы дачных краж снова сравнялись с масштабами 90-х и «нулевых».
«Лет пятнадцать назад я была председателем садоводческого товарищества «Самолет», что в Турлатове. Это было повальное воровство всевозможного цветмета, а недалеко от нашего садоводства как раз располагался пункт приема цветных металлов. Однажды мой заместитель, милиционер в отставке, обнаружил на участке отсутствие ванны, которую использовал как емкость для воды. Отправились с ним в этот пункт приема, а по дороге он меня заверил, что узнает свою ванну из тысячи подобных. Потому что пробка не подходила к отверстию, и он обернул ее цветастой яркой тряпкой. Пришли в пункт приема – вот она, стоит все с той же тряпицей. Приемщик отдал тяжелое имущество без разговоров – им же тоже скандалы не нужны были», – вспоминает Галина Владимировна.
В другой раз среди зимы дачников «обнесли» так, что у них не осталось ни картофелины, ни единой банки с соленьями. Зато от воров остался замечательный след: где морковка валяется на снегу, где свекла. Обзвонили всех, у кого были вскрыты дачи, и пошли негодующей толпой по следам. Пришли к бараку с не запирающимися дверями, вошли. На видном месте обнаружили и свои овощи в своих же ведрах, и часть солений-варений, и спящих беспробудным пьяным сном маргиналов.
«Ну, и что с них взять? Совсем опустившиеся люди… И не посадят их, и ущерб никакой не взыщешь. Наши дачники сами боролись с ворами, как могли. Один наш садовод приспособил ведро с красящим веществом так, что при открывании двери дачного домика оно должно было опрокинуться. И опрокинулось ведь! Особого ущерба такая мера вору не нанесла, но тот дачный домик больше не трогали – видимо, опасались, как бы садовод еще чего не придумал. Наши дачники не пошли бы на «придумки», которые могли бы нанести вред здоровью, но в прессе тогда всякие случаи описывали. Были и случаи расправы, однако воровство не прекращается и по сей день. Дачные кражи – это кошмар, преследующий всех небогатых людей», – резюмирует Михайлова.
У небогатых крадут, совсем небогатым мстят за их нищету, за отсутствие вещей, которые можно было бы обменять на «флакон синьки». Так, в том же садоводчестве «Самолет» был случай: подонки опорожнились на обеденный стол в сарайчике пожилой женщины, в котором из имущества был этот самый стол, стул и деревянная щеколда на хлипкой входной двери. За такое деяние, понятно, никакого наказания ждать не приходится. А поэтому – можно продолжать гадить и в прямом, и в переносном смысле.
Ни забыться, ни защититься
Моя семья не осталась в стороне, внесла свой посильный вклад в обеспечение жизнедеятельности дачных воров. Начиналось с малого: унесли полбанки кофе, пачку чая и пакет сахара. Дальше – больше: мужскую спецовку и войлочные теплые сапоги «прощай, молодость», печь «Солярогаз» и часть оборудования от солнечной батареи. Весной, выламывая доски из старого забора, свалили сам забор, вскрыли крепкий сарай, унесли бензокосу, попутно расшвыряв по участку коробку гвоздей. На прошлой неделе вынесли диван и газовую плитку. Вернее, вывезли, потому что диван под мышку никак не мог поместиться.
Соседи с начала года лишились хороших саженцев и оконных решеток, старой одежды и садовых инструментов.
Полицейские по первому звонку выезжают на место, проводят осмотр, фиксируют, даже снимают отпечатки пальцев. Открывают дело, снова опрашивают, никого не находят, закрывают дело. Знакомый офицер попытался как-то объяснить, что «снова перестановки, реорганизация, сокращения – рук не хватает, некому дырявые ведра искать». Да мы понимаем, чего уж…
«Перестановки, реорганизация, сокращения»… Созданы добровольческие патрули и целая новая структура – Росгвардия. Может, дойдет дело и до возникновения какого-нибудь специализированного отдела по борьбе с массовыми кражами в садоводческих товариществах? Как-то нехорошо получается: потерпевших – тысячи, пойманных и ответивших за содеянное – всего ничего. А на носу зима – самое время для прощелыг. Как могут обезопасить себя дачники? Смириться с неизбежными грядущими кражами, освятить на всякий случай садоводческие товарищества или снова начать изобретать ловушки для мерзавцев? В последнем случае дачника ждет законодательный подвох: из хозяина, защищающего собственное имущество он запросто может сам превратиться в преступника, намеренно нанесшего вред здоровью вора. И отправиться на нары. Вот такой пердимонокль. Как говорится, защитить вас некому, но вы держитесь!
Екатерина ВУЛИХ