Одному из лучших рязанских представителей древней игры исполнилось 75
По всей видимости, игра в шашки является одной из древнейших на нашей планете, ведь первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н. э. В нашем регионе эта мудрая игра имеет не столь глубокие корни, но свои корифеи все же имеются.
В свое время в число сильнейших шашистов области входил Виктор Васильевич ЖУЛЬКОВ, который и поныне принимает самое активное участие в соревнованиях, правда, по переписке.
Что бы ни говорили, а возраст все же дает о себе знать, ведь в начале нынешней недели мастер спорта России, международный мастер СЛШИ (Союз любителей шашечной игры) отметил свой 75-й день рождения, с чем «Новая» его и поздравляет.
– Виктор Васильевич, почему остановили свой выбор на совсем не мужском виде спорта?
– Увлечение шашками пришло в далеком 1946 году, когда с победой возвратились отцы и старшие братья. Жил я тогда в Рязанском районе, в деревне Матчино. Просветительским местом у нас служила изба-читальня, где и собирались все вместе – и стар, и млад. Играли и в домино, и в шахматы, и в шашки. У нас тогда было правило, как бы в наказание бросали шашку под стол, и проигравший в темноте должен был ее отыскать. Поначалу у меня постоянно коленки были в пыли, но со временем стал вникать в премудрости игры: занимал уголки, разменяюсь, и глядишь, удастся завернуть партию к ничьей. Выигрывать тогда удавалось нечасто, а и взять уроки было просто не у кого, ведь все играли, больше полагаясь на собственную интуицию, чем какие-то тактические схемы, о которых тогда и понятия не имели. Сейчас без улыбки и не вспомнишь, как брал уроки у соседа, который был лет на восемь старше и уже работал на железной дороге. А поскольку играли на щелбаны, то после очередного игрового дня лоб у меня буквально огнем горел. Но время шло, и уже через полгода пришли первые успехи как собственно в игре, так и в пробитии щелчков – больше двух из десяти партий я уже не отдавал.
– А как состоялся переход к более цивилизованным методам ведения игры?
– Произошло это, когда я уже перебрался в областной центр и на работе получил прозвище «Гроссмейстер». Как-то подошел ко мне мастер и рассказал, что услышал по радио о том, что в кинотеатре «Родина» будет проходить шашечный турнир. Я, конечно, не преминул воспользоваться ситуацией. Дебютировал, считаю, неплохо, с первого раза выполнил норматив четвертого разряда.
– Что отложилось в памяти из событий тех далеких лет?
– Постепенно росло мое мастерство, я выходил на более серьезный уровень. И вот в 1965 году мне довелось встретиться с кандидатом в мастера спорта Николаем Павловичем Ивановым, участником чемпионата Союза. К тому времени я уже познал азы запирания, умело закрыл шашку и простую дамку своего уважаемого соперника. Добившись столь важной победы, я стал перворазрядником. Много лет спустя, в 1982 году, в клубе Строителей прошел полуфинал первенства РСФСР, в котором приняли участие 48 человек. Пришлось провести поединки с четырьмя мастерами, набрал хороший коэффициент и стал кандидатом в мастера спорта. Правда, этот норматив был выполнен мной гораздо раньше, но произошло это по переписке, а потом я уже лишь подтвердил свое звание в очных встречах.
– Но разве «ходы в конверте» могут заменить игру вживую?
– Это во дворе можно играть, как того душа пожелает, а на любых соревнованиях есть четкий регламент. Игра по переписке это в какой-то степени выход из ситуации: никуда не нужно выезжать, никаких затрат на дорогу, питание и проживание, а почтовые открытки нам в свое время выдавали в спорткомитете. В начале 1990-х годов команда у нас была довольно сильная. Среди сборных городов по переписке первое место уверенно удерживали москвичи, второе – ленинградцы, а Рязань следовала вслед за ними, и это притом, что мастеров у нас тогда не было.
– А как часто вы сами выезжали на соревнования?
– Помню, в 1965 году в составе сборной Рязани отправился на турнир в Кострому, но выступили мы там неважно. В 1983 году пришел вызов из Москвы, и двоих сильнейших, меня и Александра Иоффе, спорткомитет направил в Новомосковск, где проходили игры предварительного этапа Кубка РСФСР. В соревнованиях приняли участие около сорока мастеров спорта и сильнейших кандидатов в мастера. Там я выступил уже довольно успешно, пробившись в полуфинал.
– А за что вам было присвоено звание международный мастер?
– За участие в международном турнире по переписке. Среди участников было много представителей Ближнего зарубежья – Украины, Латвии, Литвы, Казахстана, Молдавии, а также два поляка. И вот в этой довольно солидной компании я занял четвертое место.
– У вас перед глазами прошла история рязанских шашек более чем за полвека. Что было интересного?
– В годы моей молодости тон в игре задавал Николай Павлович Иванов, работавший парикмахером на Центральном рынке. Частенько захаживал к нему и я, когда не было клиентов. Тот опыт в дальнейшем для меня – самоучки был просто бесценен. В 1968 году в Рязани проходил престижный турнир, в котором принимали участие сильнейшие игроки со всего Советского Союза, и наш Александр Иоффе занял там первое место. Кроме него заметный след оставили Диокин, Капицын, Краюшкин, Крутов, Шапиро, Ващенко, неплохо выступали шахматисты – Тимофеев, Абрамов, Судаков. А из нынешнего поколения выделяются два мастера Чернухин и Швардаков, а также слепой шашист Журавлев, играющий на ощупь. Среди женщин не было равных Альбине Мишкиной, ставшей чемпионкой РСФСР. Несколько раз она участвовала в наших турнирах, но ни одного из них до конца так и не довела.
– Свой богатый опыт передаете молодежи?
– К превеликому сожалению, в последние годы интерес к нашему виду спорта значительно упал, среди молодежи полное равнодушие. О былых временах вспоминаю и сердце кровью обливается. Целых пятнадцать лет я тренировал ребятню на общественных началах сразу в двух школах – 35-й и 56-й. У меня было 32 ученика с третьего по шестой классы, которые принимали участие в различных городских соревнованиях, в том числе таких известных, как «Чудо-шашки». Сильнейших всегда старался поощрять грамотами и «сладкими» призами. Я судья первой категории, многие годы вел шашечную рубрику в газете, старался популизировать игру всеми доступными способами. А вот из своих близких никого заразить так и не сумел. Правда, мой 14-летний внук Егор Меднов всерьез увлекся самбо.
– В нынешнем году вы приняли участие в закладке Аллеи звезд рязанского спорта. Какие чувства остались от этого неординарного события?
– Не скрою, было очень приятно. Появилось еще одно важное дело. Как сказал мой хороший друг, заслуженный мастер спорта Виктор Деманов, в следующем году по необходимости будем приезжать, поливать, чтобы наши посадки обязательно принялись и радовали глаз жителей города.
– А в жизни умение играть в шашки никогда не помогало?
– Нет, вроде… Хотя был случай, когда находился в командировке. И вот местный «гроссмейстер», узнав о моих талантах, начал в прямом смысле доставать, к тому же играть пришлось «под интерес». Мой соперник долго не мог успокоиться, пока наконец-то понял, что выиграть у меня хотя бы одну партию не в его силах. В результате по окончании игры я угостил пивом все кафе, тем более что сам я к алкоголю абсолютно равнодушен.
Юрий МАТЫЦИН