Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№47 от 6 декабря 2018 г.
Ждет ли Рязань арест инфраструктуры
 Муниципальные предприятия годами накапливали долги, которые теперь начали влиять на работу городского хозяйства

4 декабря в Рязанской городской администрации было собрано экстренное совещание. По словам присутствовавших на нем, обсуждали, как поступить при невозможности эксплуатировать часть городских автобусов. Дело в том, что городской автобусный парк, то есть автоколонна № 1310 накопила 77 миллионов рублей долгов, и должники больше не согласились давать отсрочку. На предприятие пришли судебные приставы и арестовали 67 единиц автотранспорта, продажа которых могла бы покрыть долги автоколонны кредиторам.



«Постойте-ка, – сказали внимательные горожане, прочитав об этом в ленте новостей или услышав по телевизору и радио, – разве прошлой осенью нам не говорили, что повышение стоимости проезда на 20% спасет городские транспортные МУПы от банкротства! И вот мы с 1 декабря 2017 года платим по 23 рубля, а банкротство все-таки подкралось!» 

Катастрофы нет, но болезнь налицо

Старожилы Рязани могли бы вспомнить ситуацию, сложившуюся в нашем городе с муниципальным транспортом зимой 1992 года. Тогда кроме муниципальных автобусов и троллейбусов ездить людям на работу было не на чем, поэтому нехватка денег на ремонт и заправку автобусов приводила к появлению огромных толп недовольных граждан на остановках. 

Сегодня подобной катастрофы из-за исчезновения части муниципального транспорта произойти уже не может. Частные перевозчики уже продублировали почти все муниципальные маршруты своими, а доля пассажиров, перевозимых муниципальным транспортом, еще в 2012 году составила менее 50 процентов. Городские власти год за годом приобретали все меньше единиц транспорта, сокращая его общий парк.

В этом есть и свой отрицательный момент. Увеличивая интервалы движения и не предлагая рязанцам никаких конкурентных преимуществ, городские автобус и троллейбус потеряли даже большинство «льготников», за перевозку которых всегда получали компенсации из областного бюджета. 

Долги тяжкие, долги муниципальные

Когда судебные приставы говорят про 77 миллионов долга автоколонны № 1310, они озвучивают лишь то, что осталось после беспрецедентных выплат. К середине ноября муниципальное предприятие было должно 235 миллионов: 61 миллион по договорам лизинга, 44 миллиона по налогам и сборам, 29 миллионов за топливо, почти 12 миллионов за запчасти… 

И это не единственное рязанское муниципальное предприятие, находящееся в тревожном минусе. «Управление рязанского троллейбуса» (УРТ) в ноябре было должно 25 миллионов рублей, хотя, конечно, по сравнению с прошлогодними 132 миллионами это просто сказка. «Водоканал» два года подряд был убыточным. Муниципальные теплосети (МУП «РМПТС»), получающие с горожан и городских предприятий за горячую воду и тепло больше 4 миллиардов рублей ежегодно, по состоянию на сентябрь 2018-го только производителям и поставщикам энергоресурсов были должны 695 миллионов (а общая сумма долгов была еще масштабнее).

Так что же, под угрозой ареста у нас вся инфраструктура? 

Радость за бездефицитный бюджет Рязанской области и ее столицы неизбежно портит дефицитность городской коммуналки.

Что делается и что надо делать 

И все-таки, что произошло на этой неделе с имуществом автоколонны № 1310? Уладить ситуацию удалось «в ручном режиме». Ограничение вечером 4 декабря было снято. По информации администрации Рязани, 5 декабря на линию вышли не 45, как планировалось с учетом ареста техники, а все-таки 60 автобусов.

Но в отношении автоколонны № 1310 по-прежнему открыто дело о банкротстве. Оно находится на рассмотрении в Арбитражном суде Рязанской области. Решения ждут около 1000 сотрудников предприятия: водители и кондукторы автобусов, ремонтные и вспомогательные рабочие, водители обслуживающего транспорта, специалисты и служащие. Им не хочется пополнить ряды безработных.

Любая системная работа с долгом предприятия – это хорошо знают те, кто возрождал «лежащие на боку» предприятия – начинается с независимого аудита. Кто-то должен непредвзято разобраться в финансах и найти ту самую «черную дыру», через которую утекают средства пассажиров, вынимающих из карманов по 23 рубля за каждую поездку. А потом опытный руководитель придумает, как это «отверстие» заткнуть.
Валерий СТОЛБОВСКИЙ