Наставник чемпионок России Константин КЛИМАШИН – о самоотверженных воспитанницах, злополучной желтухе и кубке Яшина
Минувший сезон оказался знаковым в карьере Константина Климашина, ведь под его началом ЖФК «Рязань-ВДВ» стал чемпионом России, остановившись в одном шаге от «золотого» дубля. До этого в послужном списке наставника «десантниц» уже числились победы во Всероссийском соревновании и кубке России, а также «серебро» и три «бронзы» первенства страны, дважды его подопечные принимали участие в Лиге чемпионов. За высокий профессионализм он был награжден знаком Российского футбольного союза, знаками губернатора «За усердие» и «Благодарность от земли Рязанской».
Рязанские футболисты на Красной площади с командующим ВДВ Владимиром Шамановым. Константин Климашин – крайний справа
– Константин Алексеевич, у вас столько достижений, а какое из них наиболее памятно?
– Каждый успех дорог по-своему. Разве забудешь первое чемпионство в 2013 году, которое мы выиграли досрочно. Спустя год клубный музей пополнил кубок страны, когда в финале мы разгромили краснодарскую «Кубаночку» со счетом 5:0. Не менее значимым был заключительный матч сезона-2017 с ЦСКА, когда в случае неудачи мы оказывались за чертой призеров. В нас тогда мало кто верил, но девчонки собрались, одержали уверенную победу и завоевали серебряные медали и путевку в Лигу чемпионов. Одним из самых ярких стал прошлый сезон: «Рязань-ВДВ» стала чемпионом России, что очень престижно, а вот кубок на сей раз нам не покорился.
– За счет чего удалось добиться высоких результатов при жесточайшей конкуренции со стороны соперниц?
– Поначалу мне приходилось работать с футболистками средних возможностей, пока в команду не влилась целая группа звезд – Цыбутович, Данилова, Терехова, Савченкова, Пекур, Шульга. Благодаря им мы выиграли Всероссийское соревнование, но затем последовало третье место, что послужило поводом к моей отставке. Во время паузы я провел детальный анализ и кардинально все переосмыслил. Если раньше я в большей степени полагался на мастерство своих подопечных, то сейчас стараюсь привить им тот стиль игры, который хотел бы видеть в их исполнении. В межсезонье команду покинули ведущие игроки, им на смену пришли футболистки, имена которых мало что говорили болельщикам. Но девчонки четко выполняли установку, действовали на пределе своих возможностей, что и стало залогом успеха.
– Константин Алексеевич, сейчас уже, наверное, мало кто помнит, что вместе со своими партнерами по «Марселю» вы стояли у истоков женского футбола в Рязани.
– Изначально это была идея Владимира Сапунова, а я работал в его фирме и, признаться, в то время воспринял эту затею неоднозначно. Но Владимир Александрович верил в будущее этого вида спорта и с моей помощью отыскал единомышленников. В числе первопроходцев были Виктор Исайкин, Иван Кинякин, Владимир Маслов, Александр Ноздрин. Когда пришли первые успехи, это заставило меня пересмотреть свои взгляды. А за прошедшее время женский футбол в Европе добился огромного прогресса.
«Рязань-ВДВ». 1997 год
– В должности главного тренера «десантниц» вы отработали уже более десяти сезонов. А как состоялось ваше назначение?
– Летом 2006 года «Спартак-МЖК» возглавил бывший игрок сборной России Илья Цымбаларь, а я стал его помощником. По итогам сезона мы завоевали путевку в первый дивизион. Однако надолго там не задержались: после первого круга из-за финансовых проблем команда была вынуждена прекратить выступления. Вскоре после этого мне поступил звонок от президента женского клуба Виталия Николаевича Прыткова. Я особо не раздумывал, тем более что определенный опыт уже имелся, специфика знакома, да и желание поработать было огромное.
– Константин Алексеевич, а что для вас футбол?
– Это вся моя жизнь. Первым внимание на меня обратил наш легендарный бомбардир Юрий Николаевич Борисов, тогда он только закончил выступления в команде мастеров. Именно он переманил меня из легкой атлетики, которой я увлекся «за компанию» в первом классе. А основной вклад в мое становление как футболиста внес Сергей Иванович Недосекин. Именно он пригласил меня в команду «Чайка», где организовал полноценный тренировочный процесс, что впоследствии мне очень помогло. Во время армейской службы я попал в дубль смоленской «Искры», где меня сразу предупредили: плохо будешь играть, переобуем в сапоги и отправим в армию. И я два года пахал по полной, чтобы только иметь возможность играть в футбол.
2000 год. Президент ПФЛ Николай Толстых награждает Константина Климашина – лучшего игрока финального матча кубка Льва Яшина
– Если не ошибаюсь, дебютировать за команду Рязани вы умудрились, еще будучи военнослужащим?
– Как мне уже потом рассказывали, до тренера «Спартака» Бориса Евгеньевича Яковлева дошли слухи, что за Смоленск играет рязанский паренек, и он специально приехал в Москву на нашу игру против дубля «Локомотива». Видимо, я ему приглянулся, коль вскоре он связался с руководством «Искры». Там возражать не стали и в начале второго круга в составе «Спартака» я отправился на матч в Орехово-Зуево. Однако после него возник скандал: тогда военнослужащим выступать за профсоюзные команды запрещалось. Я возвратился к месту прохождения службы и лишь после демобилизации продолжил выступления. Запомнилась игра с одним из лидеров турнира красногорским «Зорким», когда в выездном матче я не только нейтрализовал ведущего игрока соперника, но еще отдал голевую передачу и чуть не забил сам – мяч угодил в перекладину.
– Рязанцы тогда выступали во второй, а «Искра» в первой лиге. Неужели не было желания попытать счастья там?
– После того как «Спартак» закончил выступления, я побывал в Смоленске, принял участие в двухсторонней встрече, после чего старший тренер «Искры» Лев Васильевич Платонов предложил мне остаться прапорщиком. Однако я не имел желания связывать свою жизнь с армией, тем более что уже учился в Смоленском институте физкультуры. Вернулся домой и еще три сезона выступал за рязанскую команду.
– Лично мне импонировала игра крайнего хава спартаковцев, выделявшегося своеобразным дриблингом, но он неожиданно пропал из поля зрения…
– Дело в том, что в конце сезона 1985 года я очень сильно заболел желтухой и оказался на больничной койке. Обычно лечение занимает три недели, я же пролежал ровно пятьдесят дней. Как сказали врачи, болезнь протекала в тяжелой форме, потому что я продолжал играть, будучи уже больным, чем только усугубил ситуацию. При выписке рекомендовали на год прервать выступления в команде мастеров. После этого я написал заявление об уходе.
– В дальнейшем вы еще долго выступали в областных турнирах, выиграв все, что только можно. А вернуться в большой футбол желания уже не возникло?
– Было, еще какое! Больше всего мне хотелось поиграть под началом Недосекина, ведь именно он дал мне путевку в жизнь. Но судьба распорядилась иначе. К тому времени я был уже семейным человеком, родился сын, а своего угла не было. Сергей Иванович честно сказал, что в команде мастеров такой возможности пока нет, а в коллективе физкультуры комбайнового завода пообещали решить жилищный вопрос. Тем более что в 1989 году «Вымпел» выступал в первенстве РСФСР среди КФК.
– Поскольку реализовать свой потенциал вам так и не удалось, игры в турнире ветеранов стали настоящей отдушиной?
– Не то слово. У нас образовалась крепкая ветеранская команда «Трансэнерго», на каждую игру мы выходили заряженными на достижение максимального результата. И, несмотря на то, что среди наших соперников были такие опытные коллективы, как раменский «Сатурн», ярославский «Шинник», владимирское «Торпедо», мы выиграли первый чемпионат России среди возрастных футболистов, а также престижный турнир – кубок Льва Яшина, который получили из рук вдовы легендарного вратаря. Не менее значимой стала и победа в кубке Рязанской области, учитывая тот факт, что противостояли нам соперники, годившиеся в сыновья.
– У вас в семье царит культ футбола, любовь к которому вы в полной мере привили и своим сыновьям.
– Старший сын Станислав много ездил на юношеские турниры, но до команды мастеров не дорос. А вот младшему Дмитрию повезло больше – он уже успел за ФК «Рязань» забить свой первый гол в первенстве России. Желание у него огромное, главное, чтобы здоровье не подвело.
Юрий МАТЫЦИН