В Рязани все здравые идеи реформирования городских пассажироперевозок буксуют в бюрократической трясине
Огромный денежный поток – со значительной долей наличных – катится по улицам. У него есть колеса, автоматические двери и терминалы оплаты, но нет стройной легенды, в которую поверили бы горожане.
80 миллионов поездок в год
Каждый день приблизительно 220 тысяч раз рязанцы, входя в общественный транспорт, передают водителям или кондукторам наличные деньги или карточки разного типа, с которых списывается плата за проезд.
В городе более 530 тысяч жителей. Но у значительной части есть личный автотранспорт, пенсионеры по несколько дней или недель подряд обходят соседние магазины и аптеки пешком, школьники тоже нечасто могут выбираться далеко. Да и среди работающих есть такие, у кого место работы расположено рядом с домом.
И все равно 80 миллионов поездок в год – это огромная цифра (в 2020-м объем сборов с пассажиров упал из-за противоэпидемических мер почти вдвое, но сейчас восстанавливается). Если умножить ее на 23 рубля, которые стоит билет, получится 1,84 миллиарда рублей. Примерно таков денежный поток, который во всех направлениях катится по нашим улицам не менее 19 часов в сутки.
Переезд в Октябрьском городке
С чем бы этот объем можно было сравнить? С годовым же оборотом рязанского предприятия средней руки, отправляющего свою продукцию – электронные микросхемы и приборы – на экспорт. Или вот еще один хороший пример, уже федерального значения. Именно 1,8 миллиарда потратили все граждане России от Калининграда до Владивостока на частные новогодние посиделки (помимо оплаченных предприятиями корпоративов) в кафе и ресторанах.
Денег нет – и льгот нет
В конце февраля 2021 года перед зданием администрации Рязани появились одиночные пикетчики с плакатами: «Помогите вернуть деньги работникам». Это были водители одного из частных рязанских перевозчиков – причем не какой-то фирмы-однодневки, а несколько лет существующего ИП с множеством маршруток. Суть дела довольно простая: льготники в 2019 году ездили в коммерческом транспорте по своим картам, оплачивая неполную стоимость проезда, а власти потом должны были за них рассчитаться. С кем-то рассчитались – но эти деньги не дошли до водителей. А с кем-то нет – и в 2020 году тогдашний начальник управления транспорта Андрей Михно настаивал, что там имело место неисполнение договора. После чего часть перевозчиков вывесила на своем транспорте объявления «Льгот нет».
Естественно, захватить и контролировать транспортный денежный поток в 1,8 миллиарда рублей ежегодно хотели бы многие. Долгие годы в Рязани укрупнялись «маршруточные компании», отбиравшие пассажиров у муниципального транспорта. В 2017 году автобусы автоколонны 1310 и троллейбусы УРТ перевезли 34,1 миллиона пассажиров, в 18-м – 27,1 миллиона, в 19-м – 23,8 миллиона. Затем полгода не было начальника городского управления транспорта – и именно в это время (конец 2019 года) случилось банкротство автобусного парка. Единственный уцелевший транспортный МУП возглавил тверичанин Алексей Розвезев – и в Рязань приехали десятки автобусов тверских подрядчиков. Они немедленно вышли на лучшие маршруты, то есть самые длинные и с высокой наполняемостью пассажирами. Деньги потекли в Тверь.
Отложенные реформы
Если бы в Рязани было настоящее гражданское общество, на 100% независимая пресса и предварительное обсуждение всех шагов власти народными представителями (депутатами), то сейчас было бы самое время затеять дискуссии на несколько «транспортных тем».
Выживет ли в рамках УРТ транспорт, принадлежащий муниципалитету, или его ждет медленное «умирание» в течение трех-пяти лет? Троллейбусов сейчас у города около 130 (на линии 110), а автобусов не больше 160, но среди них много старых, практически выработавших ресурс машин. Их пора списывать, а не возить на них пассажиров. Между тем, новые троллейбусы, подаренные Рязани в 2019–20 годах Москвой, никак не удается полностью отремонтировать. Десятки их стоят вторую зиму под открытым небом на территории депо-2 (в Приокском) и депо-3 (в Песочне).
Собираются ли чиновники снова браться за реформу маршрутной сети? Сейчас львиная доля транспорта движется по двум десяткам одних и тех же улиц и магистралей, лишь на концах образуя «индивидуальные хвостики». Специалисты из Санкт-Петербурга в начале 2019 года делали предложение – его отложили… Неужели навсегда?
Будут ли строиться в Рязани новые проезды? Есть места, где транспорт делает огромные «крюки» из-за отсутствия хорошей короткой дороги. Например, всего какие-то 700 метров между Голенчиным и Шлаковым,
600 метров между Октябрьским городком и Михайловским шоссе,
500 метров между Семчиным и Недостоевым…
«Ломать почти всю систему»
И еще один важный вопрос – о стратегии, то есть планах на 10, 15, 20 лет вперед. Самая известная градоначальница советского периода Надежда Чумакова запомнилась рязанцам тем, что при ней такие проекты строились (утверждаясь по партийной, министерской, профсоюзной линиям), а потом выполнялись. С лозунгами «Планы X пятилетки – в жизнь!», с авралами, подгонкой запуска новых объектов под 1 мая и 7 ноября – да, с перегибами, но выполнялись. А в нынешней Рязани, к примеру, создание выделенных полос для общественного транспорта на двух широких магистралях было назначено первоначально на 2019 год. Потом переносилось. Теперь на дворе уже 2021-й, а полос нет…
Не секрет, что за любую качественную услугу надо платить. Сейчас стоимость билета в городе Рязани 23 рубля. Она одинакова и для муниципального, и для коммерческого транспорта. Во многих других регионах она выше, и, если увеличение будет (а оно неизбежно будет), долг любой власти – привести транспортную систему в порядок.
Также надо думать о едином билете, а именно: купил поездку и в течение часа пересаживайся как хочешь. Но это возможно, если в городе начнет решаться проблема пробок.
Удивительно, но со стратегическими предложениями выступают время от времени не чиновники, а журналисты, блогеры и коллективы урбанистов. Например, совсем недавно сообщество «Городские проекты» в очередной раз высказалось по поводу ликвидации части троллейбусных маршрутов, чтобы увеличить число машин на остальных, о чем уже поговаривали в администрации. Только одна цитата: «Тут надо ломать почти всю систему (включая отношение администрации города к общественному транспорту) и выстраивать заново таким образом, чтобы исключить дублирование маршрутов, чтобы на маршрутах приоритет был у цивилизованных форм транспорта, чтобы используемый подвижной состав был соразмерен пассажиропотокам, а пассажиры получили возможность удобно и бесплатно пересаживаться с маршрута на маршрут...»
Каждой из этих тем рязанский выпуск «Новой газеты» в состоянии посвятить самостоятельный материал.
Алексей ДАРИКОВ